Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника


Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.

Современная информационная грамотность выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка ещё в 1 классе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Предлагаю рассмотреть первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

1) поиск информации и понимание прочитанного;

2) преобразование и интерпретация информации;

-3) оценка информации.

Конечно, основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках чтения, но все данные умения, на мой взгляд, можно трактовать как относящиеся не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде, например: схемы, таблицы, рисунки.

При выполнении любого задания и на любом предмете обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают, а затем «читают» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к нежеланию выполнять задание вообще. Поэтому я стараюсь включать в задания, будь то таблицы или схемы вопросы на понимание, на осознание цели, т.к. в книге не всегда такие вопросы даны. Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, отрабатываю умение ее читать припомощи дополнительных вопросов, например:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах таблицы, в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др. ( ПРИМЕР)

При работе с текстовой информацией, будь то математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения, также задаю вопросы на понимание, например:

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др. ( ПРИМЕР)

Я считаю, что при выполнении дополнительных заданий и ответов на наводящие вопросы формируется правильный подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.

В силу того, что подобные задания и вопросы есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя, в частности, на меня.

Второй блок информационных умений подразумевает преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение в 1 классе: пересказывать текст; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; научиться выборочному чтению.

Довольно часто приходится преобразовывать информацию и на других уроках, например, на уроке математики — из текста в таблицу, из таблицы в текст (ПРИМЕР); Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи, поэтому я стараюсь уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение при помощи опять -таки наводящих вопросов или дополнительных заданий типа: найди в тексте всю информацию о…, что говорится о …

Третий блок– оценочный.

Контрольно-оценочные действия – наиболее сложны для овладения ими первоклассниками, и наиболее редки в учебных заданиях и используются чаще всего на уроках чтения, так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. (ПРИМЕР) Первоклассникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения, поэтому для выражения своей точки зрения по тому или иному вопросу опять помогают задаваемые мной вопросы.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность. (ПРИМЕР)

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий — вопросы, направленные на формирование процессуальных действий — вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни обучающемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.






See also:
Яндекс.Метрика