Улучшение качества образования через работу с родителями


Улучшение качества образования через работу с родителями

Доклад Рыбкиной Т. А. на заседании ШМО воспитателей 02.11.2011г.

Работа учителя с родителями по решению конкретных проблем ребенка – это использование имеющихся на сегодняшний день научных знаний, методов, психологических закономерностей. В целом эта работа должна способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением и улучшению качества образования учащихся.

Для улучшения качества знаний через работу с родителями мною используется следующее:

1). Если ребенок болеет и его нет на занятиях в школе, родители обязательно берут задания и выполняют их с ребенком дома. В этом хорошо помогает система «Электронный дневник». Учитель размещает там не только домашние задания, но и те задания, которые выполнялись непосредственно на уроке, дает пояснения и рекомендации. В этом случае, приступая к занятиям после болезни у ученика нет пробелов в усвоении программного материала по изучаемым предметам. Если есть отставание, то оно минимальное.

2) В первом классе в конце каждой четверти учащимся, которые не укладываются в норму по технике чтения на каникулы, было дано задание отрабатывать технику чтения. Для этого каждый учащийся получал листы с упражнениями для повышения техники чтения. Результат: После каникул дети, которые с родителями выполняли рекомендуемые учителем упражнения, стали читать лучше. ПРИЛОЖЕНИЕ А.

3). Учащимся, у которых были в первом классе проблемы с написанием письменных букв, соединений, цифр, на каникулы были даны индивидуальные задания. Они состоят в том, чтобы ученик сначала обвел буквы и цифры, написанные учителем простым карандашом, а затем продолжил выполнение задания самостоятельно. Результат: После каникул дети, которые с родителями выполняли рекомендуемые учителем упражнения, стали писать лучше.

4) Индивидуальные консультации с родителями. Проводились в первом классе практически ежедневно, в данное время – 3 раза в неделю. Учитель дает рекомендации по темам: решение задач, как научить списывать текст без ошибок, как писать диктант, как учить стихотворение, как готовить пересказ текста и др.

5) На летние каникулы каждому учащемуся был выдан лист с заданиями. Одно из них – выучить таблицу сложения и вычитания в пределах 10, другое – список литературы для детского чтения летом. Результат: 2/3 родителей выполнили рекомендации учителя, что позволило повысить качество знаний по математике, литературному чтению. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

6) На каждом родительском собрании учитель дает разъяснение по учебному материалу, который изучается в данный момент, отвечает на интересующие родителей вопросы. На последнем родительском собрании обсуждался вопрос: «Как повысить успеваемость ребенка». Каждый родитель получил памятку. ПРИЛОЖЕНИЕ В.

7) После окончания каждой учебной четверти, учитель делает анализ, на что обратить внимание на каникулах, где есть пробелы в знаниях, по каким предметам. Дается индивидуальное задание таким детям.

8) Выполнение плана работы с второгодниками происходит совместно с родителями таких учащихся. Часть заданий выполняется с учителем после уроков, часть – дома на выходных и каникулах с родителями. Учитель проверяет выполненные задания и дает следующие. Результат: Оба учащихся закончили 1-ю четверть без неудовлетворительных оценок).

9). Нельзя забывать и про одаренных детей. Им предлагается дома решать задания повышенного уровня по русскому языку, математике, окружающему миру (часть из них выполняется этими детьми на самоподготовке).

         Что можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле обучения и воспитания детей?— Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;- воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;- учитывать интересы родителей;- опираться на жизненный опыт родителей;- отказаться от модели «тушения пожара в семье», когда проблема носит явно выраженный или хуже того — хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;- обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;.- верить, что любая семья имеет сильные стороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (ОТРЫВОК)

Лист 3

повар повод робот рупор рынок сокол

топот филин финик финиш фокус багаж

базар балет банан баран батон бидон

бугор вагон вожак волан газон гамак

гараж диван живот жираф забор завод

загар заказ закон запас кабан камыш

канал каток кокос комар комок кулак

кусок лимон малыш мороз мотив мотор

набор налим народ нарыв насос носок

палас парад парик паром пилот пират

пирог пожар показ покой покос полив

пошив пушок рожок роман рукав рулон

рыбак рывок сазан салат сапог сарай

сироп собор совок сосуд судак сурок

сынок сырок табун талон товар томат

топор тулуп туман тупик фазан финал

шакал шалаш шалун шуруп никак навек

бурый голый дикий лысый милый новый

русый рыжий синий тугой тупой левый

анализ упадок абажур ананас аромат

ободок оборот огород уговор уголок

ураган урожай экипаж обутый унылый

усатый утиный фараон затылок напиток

мышонок рисунок рогалик выводок колокол

шиворот барабан боровик бугорок водолаз

водопад голосок капитан каравай карапуз

кашалот колобок коридор кузовок лилипут

магазин маринад молоток монитор ноготок

носорог паровоз пирожок поводок поворот

половик помидор попугай порошок потолок

рыболов санитар сапожок сарафан шоколад

богатый готовый высокий дубовый гусиный

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Задание на лето после окончания 1 класса

К новому учебному году знать наизусть таблицы сложения и вычитания в пределах 10:

1+1=2 2+2=4 3+3=6 4+4=8 5+5=10 1+2=3 2+3=5

2+1=3 3+2=5 4+3=7 5+4=9 1+3=4 2+4=6

3+1=4 4+2=6 5+3=8 6+4=10 1+4=5 2+5=7

4+1=5 5+2=7 6+3=9 3+4+7 1+5=6 2+6=8

5+1=6 6+2=8 7+3=10 3+5=8 1+6=7 2+7=9

6+1=7 7+2=9 4+5= 9 3+6=9 1+7=8 2+8=10

7+1=8 8+2=10 4+6=10 3+7=10 1+8=9 1+9=10

8+1=9 9+1=10

2-1=1 3-2=1 4-3=1 5-4=1 6-5=1 7-6=1 8-7=1

3-1=2 4-2=2 5-3=2 6-4=2 7-5=2 8-6=2 9-7=2

4-1=3 5-2=3 6-3=3 7-4=3 8-5=3 9-6=3 10-7=3

5-1=4 6-2=4 7-3=4 8-4=4 9-5=4 10-6=4 9-8=1

6-1=5 7-2=5 8-3=5 9-4=5 10-5=5 10-8=2

7-1=6 8-2=6 9-3=6 10-4=6 10-9=1

8-1=7 9-2=7 10-3=7

9-1=8 10-2=8

10-1=9

За каникулы обязательно прочитать следующие книги:

С. Маршак. Стихи для детей (не менее 10).

К. Чуковский. Стихи и сказки (не менее 10).

С. Михалков. Стихи для детей (не менее 10).

А. Барто. Стихи (не менее 10).

Е. Чарушин. Рассказы про животных (10-15).

Н. Сладков. Рассказы и сказки о животных, о природе. (10)

Русские народные сказки (не менее 10; кроме тех, которые уже читали в учебнике по чтению).

Сказки других народов (не менее 10).

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Как повысить успеваемость ребенка?»

Что делать, если Ваш ребенок потерял интерес к учебе, делает уроки спустя рукава, приносит из школы тройки и двойки, а всякие увещевания на тему: «надо учиться, надо постараться» не срабатывают? В чем причины такого «провала» и как их исправить?

Интерес к учебе у школьника связан с благополучностью его существования в школе. А благополучность существования зависит от множества факторов, каждый из которых может привести к снижению успеваемости.

Какие факторы определяют качество «жизни» ученика в школе:

• Отношения со сверстниками

• Отношения с учителями

• Успеваемость по конкретным предметам

• Ситуация в семье

• Здоровье

• Загруженность

Отношения со сверстниками способны повлиять на учебу в очень значительной степени. Неудачи в общении с одноклассниками могут привести к негативному восприятию ребенком школы вообще. К этому добавляется рассеянность на уроках, когда ребенок погружен в переживания, нежелание посещения школы, прогулы. Если проблемную ситуацию не разрешить, то отставание в учебе начинает увеличиваться, превращаясь, по сути, в снежный ком. Родителям важно разговаривать с ребенком, вести себя так, чтобы ребенок хотел высказаться, поделиться своими проблемами, не держал их в себе. Отмахиваться от «незначительных» ситуаций не стоит. Взрослому человеку детские интриги могут показаться смешными, а на самом деле они очень важны для Вашего ребенка.

Отношения с учителями имеют очень сильное влияние на любовь-нелюбовь ребенка к конкретному школьному предмету. Если что-то не ладится с учителем, если ребенок его не понимает, не воспринимает – это первая причина отставания и проблем с пониманием материала. Иногда между учителем и школьником возникает личная неприязнь, не связанная с успешностью ребенка как ученика. Если учитель не может побороть неприятие, то ребенок начинает его активно чувствовать и как результат плохо чувствует себя на занятиях, не успевает, не понимает, не хочет делать уроки. Родителям здесь нужно быть очень внимательными, так как часто в такой ситуации виновато и поведение ребенка, сумевшего некоторыми поступками настроить учителя против себя.

Успеваемость по конкретным предметам зависит от склада ума ребенка. Не секрет, что у каждого человека есть способности к изучению одних предметов, и трудности в освоении других. Все дети сталкиваются с тем, что где-то они с легкостью усваивают материал, а где-то «плавают». Здесь родителям важно вовремя обратить внимание на ребенка, помочь ему делать уроки, разъяснять трудные моменты, нанять репетитора. Важно, чтобы ребенок не отстал и чувствовал себя на уроках более-менее уверенно. Если ребенок очень сильно отстает по какому-то предмету, не может нагнать класс, то у него возникает равнодушие к занятиям и с конкретного предмета это равнодушие может перейти на остальные предметы, вызвав общее ухудшение успеваемости.

Неблагополучная ситуация в семье – явная угроза успеваемости ребенка в школе. Скандалы, отсутствие возможности побыть в тишине, наедине, отсутствие тихого места для подготовки уроков, проблемы с питанием и режимом дня – все это отразится на школьных успехах.

• У ребенка в идеале должна быть своя комната, или угол, где он сможет отдохнуть и сделать уроки.

• В квартире должно быть не шумно и спокойно. Школа и так шумное место, поэтому дома ребенку надо «остыть»

• Все семейные неурядицы надо постараться решать без вовлечения в них ребенка.

• У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Он должен вовремя ложиться спать, отдыхать днем, гулять вечером или после школы и делать уроки. И все это должно быть в одно и то же время.

Если в семье проблемы, ругань, разводы, переезды, то в школьных проблемах виноваты, скорее всего, они. И решать в такой ситуации надо внутренние проблемы, а не внешние – школьные.

Здоровье, безусловно, влияет на успеваемость ребенка. Он может хотеть хорошо учиться, но элементарно не справляться по причине физических проблем. Родители должны эти проблемы знать, учитывать и выстраивать распорядок дня ребенка, подход к занятиям с учетом наличия определенных заболеваний у ребенка. Игнорировать их нельзя.

Самая важная проблема и именно она в наши дня является основной причиной неуспеваемости ребенка – это перегруженность. Помимо школы многие родители записывают ребенка на массу кружков, секций и тренингов. Стремление, чтобы Ваш ребенок выучил 2-3 языка, занимался спортом, музыкой и танцами одновременно, скорее всего, приведет его у нервному срыву и полному отставанию по всем параллелям. Родителям надо быть сдержаннее, не забывать, что нельзя отнимать у ребенка детство, надо оставлять ему время на ничегонеделание, на отдых, но спокойное времяпровождение. Не надо стремиться забивать весь день ребенка до отказа. Плотное расписание на пользу детям не идет. Особенно стоит отметить, что у ребенка должны быть выходные дни – суббота и воскресенье, в которые он ничего не должен делать, и ни на какие занятия не должен ходить, максимум на спортивную секцию.

Будьте внимательнее к Вашим деткам. Как только Вы замечаете первые признаки намечающихся проблем в школе, постарайтесь все проанализировать и найти причины, которые очень легко разрешаются именно в зачаточном состоянии.

Успехов Вам и Вашим детям!






See also:
Яндекс.Метрика