Удивительные игры со словами


Загадки

Загадка – 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2. перен. Нечто необъяснимое , непонятное.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа, выраженное в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной.

(Энциклопедический словарь)

Любая загадка — это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование), а также находить предмет по некоторым перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков (детям трудно учитывать все признаки предмета) и от того, насколько они характерны для данного предмета.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление.

Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему нужно помочь установить, что, где искать, выявить все признаки, предложить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки.

Разгадка — 1 разгадать. 2. Решение загадки.

Разгадать – 1. Найти правильный ответ на загадку. 2. Понять смысл, уяснить характер кого-нибудь, чего-нибудь.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Загадки – это первые логические упражнения, доступные младшим школьникам, поэтому дети испытывают определенные трудности. Чтобы дети справились с этими трудностями, прежде всего необходимо раскрыть детям секрет загадки как особой и своеобразной формы поэтического творчества, а также указать пути и средства, ведущие к их отгадыванию. Существуют отдельные приемы как для анализа загадок, так и для их отгадывания.

Для обучения детей отгадыванию загадок, можно использовать следующий прием: учитель читает загадку по частям, спрашивает детей, что или кто обладает этим свойством; по мере перечисления признаков остается все меньше объектов, пока не найдется отгадка.

Например:

Учитель читает первую строчку (один признак) загадки:

на четырех ногах стою

и предлагает детям подумать, кто (что) может стоять на четырех ногах.

Дети называют: лошадь, медведь, собака, стол, стул…

Учитель продолжает читать или читает первые две строчки:

ходить же вовсе не могу…

И спрашивает, какой вывод можно сделать.

Это не живое существо.

Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, кровать.

Учитель заканчивает чтение загадки:

на мне ты любишь отдыхать,

когда устанешь ты гулять.

Дети называют отгадки: стул, кресло, диван, кровать.

В основе многих загадок лежит переносное наименование предмета или явления. Способом разгадывания такой загадки является способ создания образа — замена предмета загадывания другим, с определенными характерными признаками или действиями. Учащимся предлагается найти в знакомой, уже отгаданной загадке слова, которые не прямо, а косвенно (переносно) называют предмет, и объяснить, почему он так назван, какое сходство имеет с задуманным предметом.

Например:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

И поделится медком. (Пчела)

Анализ проводится в форме беседы:

— Как названа в загадке пчела? (Домовитая хозяйка.)

— Кого так называют? (Того, кто очень хозяйственный, заботливо относящийся к своему хозяйству.)

— Какие еще слова помогают отгадать загадку? (Летает над лужком, похлопочет над цветком,

поделится медком.)

— А что значит «похлопочет»? ( Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.) 

2. Живет в глуши лесной старательный работник, лесной носатый плотник.

— Как назван в загадке дятел? (Старательный работник.)

— Кого так называют ? (Того, кто очень много и хорошо работает.)

— Какое еще название у дятла в загадке? ( Носатый плотник.)

— Почему дятла так назвали? (Плотник – это тот, кто работает по дереву.)

— А как дятел работает по дереву? ( Своим длинным носом долбит по дереву, выискивая

насекомых.)

— Какие еще слова помогают отгадать загадку? ( Живет в лесу, в глуши лесной.)

— Кто же это из лесных жителей?

В основе анализа загадки лежит прием сравнения. Найти в загадке

слова, с помощью которых описывается предмет и выяснить почему же он

сравнивается именно с ним.

Загадка – это «секрет», это увлекательная игра, это соревнование на смекалку.






See also:
Яндекс.Метрика