Учебный план_37950


3.1. Учебный план начального общего образования

Общие положенияВ соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года с 1 января 2010 года вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт). Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2012/2013 учебном году обучение лиц, зачисленных в образовательное учреждение с 1 сентября 2011 года (в 2012-2013 учебном году — 1-2 классы), осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, и Основной образовательной программой начального общего образования  МБОУ СОШ № 4 им. П.И.Климука ЩМР МО, утвержденной приказом директора образовательного учреждения от 24.06.2011 № 50/2-ОД. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО)— обеспечение выполнения требований Стандарта.Достижение поставленной цели при реализации образовательным учреждением ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города).В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Учебный план для 1-2-х классов  обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, является основным организационным механизмом реализации ООП НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной  нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план разработан на основе нормативно-правовых документов:

Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 № 196;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.,  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009  № 373»;

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями на 29.06.2011);

Приказ МОиН РФ от 27.12.2011 № 2885 (федеральный  перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998);

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001);

Письмо Минобрнауки РФ от 008.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физкультуры»;

Приказ Министерства образования Московской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области» от 07.06.2012г. № 2604;

Уставом МБОУ СОШ №4 им. П. И. Климука ЩМР МО.

 Режим организации образовательного процесса в 1-х и 2-х  классах

Организация образовательного процесса в 1-х и 2-х классах в образовательном учреждении строится на основе настоящего учебного плана и регламентируется годовым календарным учебным графиком, согласованным с Учредителем,  и расписанием занятий, которое разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно.Учебный план 1-х и 2-х классах предусматривает освоение общеобразовательной программы начального общего образования. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п. 2).

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников проводится с соблюдением следующих требований:

максимальная недельная учебная нагрузка обучающихся – 21 час;

реализация «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1-м классе, в соответствии с п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10:

— число уроков в день в сентябре — октябре – 3 урока по 35 минут каждый; — число уроков в ноябре-декабре – 4 урока по  35 минут каждый; — в январе — мае – 4 урока по 45 минут каждый;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— создание условий для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объеме не менее 2 часов):

динамическая пауза после второго урока, продолжительностью 40 минут;

подвижные игры на переменах;

уроки физкультуры;

внеклассные спортивные мероприятия;

плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не  должна превышать

60-80 %;

использование технических средств обучения в учебном процессе не более 10-20 минут;

с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;

обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Обучение во 2-х классах осуществляется с соблюдением следующих требований:

максимальная недельная учебная нагрузка обучающихся – 23 часа;

продолжительность уроков составляет 45 минут;

объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-х классов  — не более 5 уроков в день;

плотность учебной работы обучающихся  на уроках по основным предметам не должна  превышать 60- 80 %;

объем домашних заданий (по всем предметам) не должен вести к превышению затрат времени (в астрономических часах) на его выполнение  во 2-х классах — 1,5 часа;

организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

использование ТСО в учебном процессе не более 15-20 минут;

с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения уч-ся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;

создание условий  для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объеме не менее 2 часов):

проведение гимнастики и физкультминуток на уроках;

подвижные игры на переменах;

уроки физкультуры;

внеклассные спортивные мероприятия.

Структура учебного плана для 1-х и 2-х классов

Учебный план для 1-х и 2-х классов как  нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение,  составлен на основе Базисного учебного плана первой ступени общего образования, ориентированного на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (федерального компонента) и части, формируемой участниками образовательного процесса (региональный и школьный компонент). Обязательная часть (федеральный компонент) учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.В учебном плане сохранены:

шесть  (6)  обязательных для 1-2-х классов предметных областей: Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание, Искусство, Технология, Физическая культура;

учебные предметы федерального компонента: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир (Человек, природа, общество), Музыка, Изобразительное искусство, Труд,  Физическая культура.

учебное время, отводимое на изучение предметов федерального компонента;

максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся 1-х  классов (при пятидневной учебной неделе) и 2-х классов (при 5-дневной учебной неделе).

Обязательные предметные области и учебные предметы, число часов, выделяемых на изучение каждого предмета, представлены в Таблице 1 (недельный план).

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебно-методических комплектов:

«Школа России» — 1а,1б,1в, 2б, 2в классы.

«Перспектива» — 2а класс

Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Перспектива» и «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); направлены на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Перспектива», «Школа России», помимо прямого эффекта обучения по предметам — приобретения определённых знаний и умений, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе учреждением УМК «Перспектива», «Школа России» учтены пожелания родителей. Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с попечительским советом по итогам анкетирования родителей.

Часть фундаментального ядра знаний, которая подлежит усвоению в начальной школе, определена программами «Перспектива», «Школа России».

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

Система учебников «Школа России», включает следующие завершённые предметные линии:

1.Завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).

2.Завершённая предметная линия учебников «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.).

3. Завершённая предметная линия учебников «Математика» (авт. М.И. Моро и др.).

4. Завершённая предметная линия учебников «Информатика»(авт. А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко).

5. Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир» ( авт. А.А.Плешаков).

6. Завершённая предметная линия учебников «Технология» (авт. Н.И. Роговцева и др.).

7. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное искусство» (под ред. Б.М. Неменского)

8. Завершённая предметная линия учебников «Физическая культура (авт. В.И.Лях).

9. Завершённая предметная линия учебников «Музыка» (авт. Е.Д. Критская и др.).

10. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык» (авт. В.П. Кузовлев и др.)

Система учебников «Перспектива», включает следующие завершённые предметные линии:

1.Завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт.Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева), включающая курс «Обучение грамоте» (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева).

2.Завершённая предметная линия учебников «Литературное чтение» (авт.В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская).

3. Завершённая предметная линия учебников «Математика» (авт. Л.Г.Петерсон )

4. Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир» ( авт. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая).

5. Завершённая предметная линия учебников «Технология» (Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова).

6. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное искусство» ( авт.Шпикалова)

7. Завершённая предметная линия учебников «Физическая культура (А.П.Матвеева).

8. Завершённая предметная линия учебников «Музыка» (авт.

9. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык» (авт. Н.И. Дули, М.Д.Поспелова)

Системы учебников «Школа России» и «Перспектива» входят в  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном  процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ № 2885 от 27 .12.2011).  

Часть учебного плана во 2-х классах, формируемая участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует)Часы  регионального компонента и компонента образовательного учреждения определены следующим образом:

2 часа в неделю – на обеспечение реализации общеобразовательной программы начального общего образования по русскому языку с целью развития устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

2 часа в неделю – на обеспечение реализации общеобразовательной программы начального общего образования по литературному чтению с целью развития эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, обогащения нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.

  Учебный план

МБОУ СОШ № 4 им. П.И. Климука ЩМР МО

на 2012-2013 учебный год

1 – 2 классы

Учебные предметы

1А, Б, В

2А, Б, В

ф

ш

Русский язык

5

3

2

Литературное чтение

4

2

2

Иностранный язык (английский)

2

Математика

4

4

Окружающий мир

2

2

Музыка

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

1

1

Физическая культура

3

3

ИТОГО

21

23

3.2. Учебный план внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Цель внеурочной деятельности

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Организация информационной поддержки учащихся.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

Традиции школы.

Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

Месторасположение школы по отношению к лесу, реке, районному центру, г. Москве.

Направления реализации программы

Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности,

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

педагогические условия,

материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

педагоги школы, реализующие программу;

библиотекарь;

психолог.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика