Учебный кабинет как центр самоопределения младшего школьника


V ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГОРОДА ОМСКА

Учебный кабинет как центр поддержки

самоопределения младшего школьника

Тюлева Татьяна Ивановна,

директор БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением

отдельных предметов №8»

Ильченко Лилия Петровна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением

отдельных предметов №8»

I. Исходное состояние объекта проектирования

1. Внутренняя среда кабинета

Государственный образовательный стандарт второго поколения, переход на который осуществляет сегодня начальная школа, в качестве основных результатов начальной ступени определяет, так же личностные результаты. Ориентиром для выделения личностных результатов стали ведущие новообразования, достижение которых должна обеспечить первая ступень образования. В качестве ведущих результатов определены такие характеристики личностного развития ребенка как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этические ориентации личности. Самоопределение как личностный результат не может быть обеспечено только информационным путем, привычными средствами обучения, процесс самоопределения касается не только и не столько учебных предметов, но охватывает внеурочную деятельность детей, работу с их смыслами в ходе свободного общения.

С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника.

Кабине № 206 имеет площадь 48 кв. м.

Объемно – планировочная структура соответствует их назначению.

Организована рабочая зона учителя и учащихся. В классе имеется 13 двухместных столов и 2 кафедры.

Условия работы в кабинете соответствуют требованиям санитарно – гигиенических норм (СанПиН 2.4.2.2821-10): размещение ученических столов, состояние мебели, освещенность, эстетика кабинета в едином стиле.

В кабинете имеется необходимая документация: положение о кабинете, правила пользования учебным кабинетом, расписание работы кабинета, план работы кружка, перечень наглядных пособий, дидактических материалов.

2. Нормативно – правовое обеспечение

Нормативное, научно – методическое обеспечение деятельности учителя начальных классов включает: Закон РФ «Об образовании», сборник нормативных документов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.4.2.2821-10), календарно – тематическое планирование, план воспитательной работы, материалы по самообразованию учителя.

В кабинете содержатся необходимые для образовательного процесса ресурсы: дидактический материал по темам, карточки для индивидуальной работы, учебники, словари, методические пособия для проведения кружков, журналы: «Начальная школа», «Древо познания», «Веселые уроки», «Неугомонные детки», «Открой мир с Волли!», электронные энциклопедии, компьютерные тренажеры.

3. Оснащенность техническими средствами

В кабинете имеется ноутбук, интерактивная доска SMART Technologies, колонки установлены за счет бюджетных средств, на окнах — жалюзи, приобретены на средства родительской общественности.

Кабинет находится на втором этаже в малом блоке (начальные классы).

II. Концепция изменений, их инновационность

Постоянное ускорение темпов преобразования всех сфер жизни современного человека, предъявляет к нему качественно новые требования. Важнейшей задачей становится приобретение навыков изменения поведения привычек, способов организации труда и свободного времени под влиянием новых достижений науки, техники.

Каждому человеку приходится выбирать: либо он учиться самостоятельно адаптироваться к новым требованиям жизни, либо его постоянно заставляют меняться другие люди. В первом случае вероятность достижения успехов в разных сферах жизни существенно возрастает. Во втором – скорее всего возникнет неудовлетворенность жизнью, окружающими людьми, комплекс неполноценности и т.д.

Навык саморазвития формируется на основе приобретения знаний и умений в сфере самоопределения личности.

ФГОС второго поколения определяют способность учащихся к самоопределению в контексте «нравственных ценностей», «ценностных ориентиров», что позволяет сделать вывод, о том, что ценностно самоопределившаяся личность – одна из главных задач современного школьного образования.

Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.

С помощью учителя и родителей школьник включается в активное изучение своих индивидуальных задатков и способностей (проект «Одаренный ребенок», программа «Все цвета, кроме черного», «Родительский дневник»). Создаются условия для их раскрытия на уроках (работа с ИКТ, создание портфолио). Достижения в учебе рассматриваются как результат систематической работы по мобилизации все внутренних резервов при овладении базовыми учебными навыками, которые развиваются с учетом индивидуальности каждого ребенка при изучении отдельных школьных предметов.

Также ставится задача совместными усилиями педагога и родителей выявить склонность детей к различным видам деятельности в свободное время, которое является пространством для интенсивного поиска того, что может стать в будущем основой профессиональной деятельности человека.

На основании этого в кабинете собран обширный (иллюстративный, информационный) материал. Творческие работы, проекты, созданные руками учащихся, продуктивно используются в качестве средств обучения на уроках, во внеклассной деятельности (классные часы, праздники).

Одним из примеров использования учебного кабинета как центра поддержки самоопределения воспитанника является проведение уроков проектов: «В мире геометрических фигур», «Реклама гласной буквы», «Режим дня. 17 ступеней здорового образа жизни»; дискуссий: «Мы встретились с волшебником! Хорошо это или плохо?», «Что я могу сделать сам дома и в школе?», решение нравственных дилемм.

С целью формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности на базе кабинета организован кружок «Кукольный театр». Ребята 1 «а» и 1 «б» класса назвали школьный кукольный театр «Волшебный фонарь».

Для работы кружка совместными усилиями школы и родителей приобрели ширму, наборы перчаточных кукол.

На базе кабинета проводят уроки и внеклассные мероприятия другие преподаватели начальных классов: курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «а» и 4 «б» классах (Попова Н.А.), урок окружающего мира «Арктика» (Кунгурцева Ф.Н.), урок окружающего мира «Домашние животные» (Евдокимова С.Н.), кружок «Занимательная математика» (Кунгурцева Ф.Н.).

Для более эффективной работы необходимо иметь в кабинете дополнительное техническое оборудование – МФУ (многофункциональное устройство). Наличие оборудования позволило бы более активно осуществлять образовательный процесс.

В соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу учитель систематически должен повышать свой методический уровень, следить за научными достижениями в области образования, использовать ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета.

На базе кабинета работает творческая группа родителей «Новые формы работы с родителями. Родительский дневник», инициативная группа родителей «Клуб «Дочки – матери».

На заседании МО начальных классов в ближайшее время будет проведен мастер – класс по теме: «Учебный кабинет как центр поддержки самоопределения младшего школьника».

III. Цели, задачи проекта, этапы реализации

Цель проекта: совершенствование образовательного процесса посредством эффективного использования учебного кабинета начальных классов как центра поддержки самоопределения воспитанника.

Задачи проекта:

Формировать у младших школьников начальные навыки самоопределения в учебе и отдыхе с учетом их задатков и способностей, потребностей современного мира.

Активно использовать информационные технологии в процессе обучения с целью развития ключевых компетенций учащихся.

Обеспечить комплексное становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.

Систематизировать и пополнять учебную медиатеку.

Внедрять в практику разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.

Этапы реализации проекта:

Теоретический этап – анализ исходного состояния объекта проектирования, формулировка целей и задач, направление проекта на стадии реализации (апрель – август 2012 г.)

Практический этап – реализация проекта (сентябрь 2012 г. – май 2015 г.)

Обобщающий этап – подведение итогов, дальнейшее развитие материально — технической базы и учебно — методического обеспечения учебного кабинета (июнь – август 2015 г.)

IV. План реализации проекта

Направление

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Модернизация материально – технической базы кабинета

1. Установка жалюзи

2. Приобретение ноутбука

3. Приобретение интерактивной доски

2012

Выполнено

4. Приобретение МФУ

2012 – 2013

Не выполнено

Совершенствование

технологической базы

1. Установка электронных образовательных ресурсов

2012

Выполнено

Пополнение

учебно-методического

фонда

1. Систематизация и пополнение учебной медиатеки новыми ресурсами.

2. Пополнение библиотечного фонда кабинета.

3. Пополнение

методического и дидактического материала кабинета

2012-2015

Выполняется

Используемые методы:

Изучение нормативной документации и основных требований к оснащению кабинета.

Систематизация и классификация информационных ресурсов.

Внедрение в образовательный процесс новых форм работы с учащимися и родителями.

Разработка методических рекомендаций по теме проекта.

V. Предполагаемые результаты реализации проекта

Формирование у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности.

Повышение качества образования в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.

Обновление материально – технической базы учебного кабинета (по перспективному плану)

Систематическое пополнение учебной медиатеки.

Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов.

VI. Управление и ресурсы проекта

Управление проектом будет осуществлять автор проекта с привлечением администрации школы и родительской общественности.

Ресурсы проекта

Бюджетные средства

Средства фонда развития школы «Возрождения»

Спонсорская помощь

VII.Критерии эффективности проекта

Повышение уровня осознания и оценки младшими школьниками духовных и нравственных ценностей и способов их реализации в поведении.

Проявление индивидуальных задатков и способностей младшего школьника.

Реализация личностного потенциала преобразовательной деятельности.

VIII. Опыт реализации проекта, результативность

Реализация становления навыков самоопределения младших школьников на уроках и во внеурочное время проводится с сентября 2012 года и по настоящее время.

Основными параметрами результативности деятельности по предлагаемому опыту являются:устойчивый познавательный интерес учащихся к учебной и внеучебной деятельности.

IX. Перспективы проекта

Школьник станет принимать решения, учитывая интересы социума, используя полученные в школе знания, опыт, навыки.

Список литературы

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МОДЭК, 1995. – 352 с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Закон РФ «Об образовании» // http://www.edu.ru

Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

СанПиН 2.4.2.2821-10

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения // http://standart.edu.ru

Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — Томск.,1999. – 157 с.






See also:
Яндекс.Метрика