Учебные программы по географии


Пояснительная Записка

«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые начальные знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Цели и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Количество часов: всего – 34часа, в неделю – 1 час; практических работ оценочных 9.

Для реализации образовательной программы будут учитываться индивидуально – психологические особенности учащихся, с учётом психолого – педагогической модели класса.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии. Для реализации программы используются ИКТ, интерактивные, наглядные пособия по географии, технологию структурно-логические схемы, технологию проблемного обучения, игровые технологии, элементы ЛОО и т.д. Много внимания уделяется самостоятельным и практическим работам, так как они способствуют закреплению географических понятий, учит понимать карты, формируют навыки самостоятельной работы, работы с источниками географических информаций. В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

Формы контроля: Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Содержание курса

Введение

География – наука о природе земной поверхности и причинах ее разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности. Развитие географических знаний о Земле.

Путешествия и географические открытия. Путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Результаты подготовки учащихся: доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты.

Раздел I. ПЛАН И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема 1. План местности. Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Относительная и абсолютная высоты. Изображение неровностей земной поверхности на плане. Ориентирование на местности. Азимут. Полярная съемка местности. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2. Географическая карта. Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Градусная сетка. Географические координаты. Виды изображения местности, условные знаки. Масштаб: численный, именованный и линейный масштабы. Изображение неровностей земной поверхности на карте. Шкала высот и глубин. Измерение расстояний. Значение географических карт в жизни человека.

Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли. Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, мёридианы, географические полюса, глобус. Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов. Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.

Раздел II. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Тема 1. Литосфера. Особенности внутреннего строения Земли. Породы, слагающие литосферу. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, гейзеры. Основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению.

Грозные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах.

Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие раввины и горные системы земного шара. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.

Тема 2. Гидросфера. Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость воды. Движение воды в океанах. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Подземные воды. Река и ее части. Характер реки. Питание реки. Озера; озерные котловины и их образование; озера сточные и бессточные. Ледники. Подземные воды. Искусственные водоемы.

Охрана вод от загрязнения.

Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Результаты подготовки учащихся: называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел. Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды. Описывать океан, море, реку, озеро по плану. Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Тема 3. Атмосфера. Атмосфера, ее состав, строение, значение. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода и ее изменение, предсказание погоды.

Климат и его характеристика. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Тропики и Полярные круги. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров.

Стихийные природные явления в атмосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Результаты подготовки учащихся: называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат. Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат. Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра. Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности.

Тема 4. Биосфера. Разнообразие организмов и их распространение на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы. Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы Земли. Природные комплексы своей местности. Воздействие человека на природные комплексы.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения: тип жилища, особенности питания, одежды, традиционные промыслы.

Результаты подготовки учащихся: объяснять понятия: природный комплекс. Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы. Уметь описывать отдельные природные комплексы.

Раздел III. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ

Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты. Государства на карте мира.

Результаты подготовки учащихся: Называть и (или) показывать на карте крупнейшие государства. Знать численность населения Земли, страны, своего края.

Разделы, темы

Количество часов

Практические работы

Введение

2

Раздел 1. План и карта

7

3

Тема 1.План местности

3

Тема 2.географическая карта

4

Раздел 2. Оболочка Земли

23

6

Тема 1.Литосфера

6

Тема 2. Гидросфера

7

Тема 3.Атмосфера

8

Тема 4.Биосфера

1

Тема5.Природопользование

1

Раздел3.Земля планета людей

2

Тематическое планирование по географии на 2013-2014 учебный год

6класс (1ч. в неделю – 34часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примерные сроки прохождения

1

Введение.

Что изучает география? Развитие географических знаний о Земле? Интеграционный урок ОБЖ

2

02.09.13-16.09.13

2

Земля – планета Солнечной системы. Интеграционный урок ОБЖ

Раздел1. План и карта — Основные источники географической информации. Тема 1 План местности

3(7)

17.09.13-07.10.13

3

План местности. Масштаб.

4

Стороны горизонта. Ориентирование. Практ. раб.№ 1 «Определение сторон горизонта по компасу»

5

Изображение неровностей земной поверхности на плане. Составление плана. Практ. Раб № 2 «Составление плана класса»

6

Тема 2 Географическая карта.

Географическая карта. Масштаб. Условные знаки. Градусная сеть.

4

08.10.13-19.11.13

7

Географические координаты. Пр/р№ 3 « Определение географических координат»

8

Изображение высот и глубин на физических картах. Значение планов местности и географических карт.

9

Урок обобщения и контроля знаний по разделу1 « План и карта – основные источники географической информации»

Раздел2.Оболочки Земли. Тема1. Литосфера

6(23)

20.11.13-16.01.14

10

Земля и её строение. Земная кора и методы её изучения. Горные породы и минералы.

11

Движения земной коры (землетрясения). Вулканы .Горячие источники и гейзеры.

12

Рельеф суши. Горы. Пр/р. № 4 « Нанести на контр /карту крупные формы рельефа (горы и равнины)

13

Равнины суши. Пр/р. № 5 « Описание равнин (гор) по типовому плану.

14

Рельеф дна Мирового океана

15

Урок обобщения и контроля знаний по теме» Литосфера»

16

Тема2. Гидросфера.

Гидросфера и её части. Мировой круговорот воды в природе.

7

17.01.14-07.03.14

17

Мировой океан и его части .Свойства вод Мирового океана.

18

Волны в Океане. Течения.

19

Изучение и охрана Океана. Воды суши. Подземные воды. Интеграционный урок ОБЖ

20

Реки. Пр/р. № 6 «Характеристика реки по типовому плану» Интеграционный урок ОБЖ

21

Озёра. Ледники. Искусственные водоёмы.

Интеграционный урок ОБЖ

22

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Гидросфера»

23

Тема3. Атмосфера. Атмосфера и её строение, значение и изучение. Пр/р№ 7 «Работа с календарём погоды»

8

08.03.14-08.05.14

24

Температура воздуха .Годовой ход температуры.

Интеграционный урок ОБЖ

Пр/р№ 8 « Составление графика температур. Определение средних температур»

25

Атмосферное давление. Ветер. Интеграционный урок ОБЖ

26

Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.

Интеграционный урок ОБЖ

27

Погода. Интеграционный урок ОБЖ

Пр/р№ 9 « Описание погоды. Определение причин изменения погоды»

28

Климат. «Распределение солнечного света и тепла на Земле»

Интеграционный урок ОБЖ

29

Причины, влияющие на климат.

Интеграционный урок ОБЖ

30

Урок обобщения знаний по теме» Атмосфера»

31

Тема 4. Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Воздействие организмов на живые оболочки

Интеграционный урок ОБЖ

1

10.05.14.-13.05.14

32

Тема5. Природопользование. Природные комплексы Земли. Географическая оболочка.

1

14.05.14-17.05.14

Раздел 3. Земля – планета людей. Природные комплексы Земли. Географическая оболочка

2(2)

18.05.14-30.05.14

33

Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. Расовый состав. Населённые пункты. Влияние природы на человечество.

Интеграционный урок ОБЖ

34

Государства на политической карте мира.

Заключительный урок года.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

•основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

•выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика