учебные предметы


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. П.Н.Бережнова

с. Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

учитель: Горишняя Наталья Александровна

сценарий урока по окружающему миру во 2 классе

Тема урока: «Вода.Свойства воды»

Цель:

1) Обучающая – познакомить учащихся с понятием «вода», «гидросфера», свойствами воды; формировать понимание важности воды для всех объектов на планете, расширять общий кругозор.

2)Развивающая: развивать умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; прививать навыки практической деятельности, наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности, исследовательской работы.

3)Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам; культуру поведения на уроке через общение.

Формирование УУД:

1)Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

2) Познавательные: анализировать результаты опытов, элементарных исследований.

3) Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

4)Коммуникативные: работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Оборудование:(для учащихся)карточки, лабораторная посуда, вода, молоко, лимон.

Для учителя: мультимедийная доска, презентация к теме «Значение и свойства воды», глобус, оформление для доски.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, прошу садиться.

— Послушайте сказку: «Есть в сказочном мире Страна Серебристого Дождя. Жила – была в этой стране водяная Капля, молодая и прекрасная. Глаза синие, большие. Вместе с ней жили её сестрицы. И жили в этой стране добрые и сильные великаны-волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссорились и дрались. Но однажды в небе появилась Серебристая Туча. И пошёл дождь. Там, где упали Серебристая Капелька и её сестрицы, выросли прекрасные цветы и деревья. А карлики стали добрыми великанами. В память о Серебристой Тучке каждое воскресенье они устраивали праздник, который назвали Днём Дарующих капелек.

— Ребята, представьте себе волшебную Каплю, протяните руки, произнесите слово «кап-ля», почувствуйте как она переливается в ладошках. Вода дарует жизнь. (Слайд со звуком падающей капли)

— Я думаю, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успехов и удачи вам!

II. Актуализация знаний.

1. Введение в тему.

— Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.

1) Бегу я, как по лесенке, по макушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня. (ручеёк)

2) Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло потекло. (снег)

3) Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь)

4) У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт

Гвоздь упадёт. (сосулька)

5) Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дожик ближе. (облако)

— Что объединяет все наши отгадки? О чём мы будем с вами говорить? (О воде).

— А что такое вода? (Это жидкое вещество)

Учитель быстро вращает глобус.

— Какого цвета на глобусе больше всего? (На глобусе очень много голубого цвета)

— О чём это говорит? (Вся вместе взятая вода образует водную оболочку Земли).

— А как же называется такое количество воды? (Гидросфера – греческое слово, образовано из двух слов «гидро» — вода, «сфера» — шар.) Гидросфера – водная оболочка Земли. Где мы можем прочитать данное определение (в учебнике – справочный материал на с.102, энциклопедии, в Интернете).

— Когда Юрий Алексеевич Гагарин находился в космосе, он сообщил, что видит нашу планету голубой. А многие учёные предлагали переименовать её в планету Океан. Вот такой видят космонавты Землю из космоса. (Слайд) Вода повсюду.

— Где мы можем видеть это вещество?(Ответы детей)

— Показ слайдов: река, озеро, море, ручей, водопад, плоды и ягоды, тело животных наполовину состоит из воды, тело человека на 2/3 состоит из воды. Она входит в состав крови.

— Приведу простой пример:

— Набегавшись, что вы в первую очередь делаете? (Пьём воду). Зачем?

— Да, так вы пополняете потерянную влагу. В сутки человеку необходимо 2 литра воды.

— А с чем он её потребляет?

— В одной из русских народных сказок героине дают задание «принести воды в решете».

— Как вы думаете, она справилась или нет? (Ответы детей) Я принимаю ответы, но всё- таки нам нужно это проверить. Для этого мы переместимся сегодня в исследовательскую лабораторию и понаблюдаем за водой, проведя опыты.

III. «Открытие новых знаний».

1. Сообщение темы урока.

— Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока?(Ответы детей) А из каких источников мы можем об этом узнать? (Из учебника)

— Дети читают тему урока «Вода: её значение и свойства».

2. Практическая работа.

1. — Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как ид1т дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные разгадывают их. А мы пока начнём с простого. Чтобы использовать воду, человеку необходимо знать свойства воды. Открыть её тайны помогут опыты, которые вы проведёте в своих группах. А результаты запишите в таблицу.

(Практическая работа проводится так, как написано в учебнике, с.4)

У каждой группы на столе задание, необходимые приборы, жидкость)

По окончании работы, каждая группа отчитывается о проделанной работе.

На доске, где свойства воды, ребята наклеивают капли: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачная, принимает форму сосуда.

На слайде появляется вывод о свойствах воды.

— Так как же мы ответим на вопрос: можно ли принести воды в решете? (нет)

— Почему? (свойство текучести) (Показать на примере сита).

— Но на этом удивительное свойство воды не заканчивается. Вода – самое привычное вещество на Земле. А знаете ли вы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия. Откуда она пришла? Учёные с давних пор исследуют воду. Однажды они предположили, что «У Воды есть память». Она видит, слышит, ощущает. Учёные воздействовали на Воду с помощью музыки, слова, молитвы. В лаборатории японского доктора Массару Эмото её замораживали и исследовали.

— И что же они обнаружили? (Видеофильм) Вода может менять свою структуру.

— Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января происходит чудо – Божий дух снисходит на все земные воды и они становятся целительными. Так считают все православные верующие. Всё это происходит благодаря молитве. Люди ходят в церковь и святят воду, которую хранят круглый год. Считается, что данная вода имеет свойство не портится, изгонять нечисть и исцелять от заболеваний. Верите вы или не верите в силу Крещенской воды, она есть.

— Какой же урок мы возьмём из услышанного? Говорить воде самые наилучшие слова: спасибо, люблю, благодарю. А она в свою очередь одарит вас здоровьем, красотой, долголетием. Но, чтобы вода приносила пользу всему живому организму, она должна быть – Какой? (Чистой).

— Что для этого необходимо делать?

Физминутка.

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два. (наклоны влево, вправо)

Звери из ручья попили (нагнулись),

Влево, вправо наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапами достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

3. Значение воды (по ходу действия составляем цветок: люди, растения, животные)

1) Для человека:

— Изучив свойства , вода стала доступна человеку.

На экране пословица: «Капля воды дороже золота».

— Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды).

— Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня.

— Зачем вода так нужна человеку? (Ответы детей)(Уталить жажду, приготовить пищу, помыться, для уборки помещения, в быту, полить огород, постирать; она входит в состав организма человека).

2) Для растений: (Если есть в классе цветы, обратить внимание на них)

Пример (на слайде): Стоящие на подоконнике цветы засохли, завяли. Почему? (Из-за нехватки воды)

— А кто ещё нуждается в воде? ( животные) (На слайде)

— Итак, сделаем вывод: — Кто не может обходиться без воды? (дети зачитывают с доски)

Стихотворение: (Читают со слайда капитаны команд).

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

— Чем же является вода для всего живого на Земле?

— Чтобы полно ответить на вопрос, у каждой группы есть карточки, где нужно заполнить пропуски. По окончании, капитаны команд зачитывают свои ответы.

1 группа: Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – это сама … (жизнь)

2 группа: Соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … (здоровье).

3 группа: Соблюдая личную гигиену, мы сохраняем свою… (красоту).

На доске: под значением воды капитаны располагают карточки.

На слайде: Вода – это жизнь, красота и здоровье.

— Посмотрите на слайд (растения и животные, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая).

— Чем является вода для данных живых организмов? (Домом).

На доске добавляем под значением : дом

IV.Закрепление материала

Обвести в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды

Имеет цвет

Не имеет цвета

Не имеет вкуса

Имеет вкус

Имеет запах

Не имеет запаха

Непрозрачна

Прозрачна

Не обладает текучестью

Обладает текучестью

Имеет форму

Не имеет формы

(Правильные ответы: 2, 3, 6, 8, 10, 12)

V. Итог урока. Рефлексия.

— Вот и заканчивается урок.

— Чему вы научились?

— О каких свойствах воды вы узнали в своих исследовательских лабораториях? (Перечисляют)

— Каково её значение? (Очень велико)

— Для человека очень важно знать свойства воды, т.к. в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь без воды невозможна.

— Кто не может обходиться без воды? (На доске цветок)

— А теперь, ребята, оцените свою работу в группе. (На столе два стакана: с «живой» и «мёртвой» (кипячёная)» « водой»)

— Если вы работали активно, поддерживали дружелюбную обстановку в группе, не делали ошибок, чему-то научились, то положите свою капельку в стакан с живой водой, а если остались недовольны своей работой и работой группы, то опускаете капельку в стакан с «мёртвой» водой.

— Затем капитаны команд подсчитывают результаты.

— И в заключении я хочу привести слова французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,

Не понимая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…

Ты величайшее в мире богатство…»

Домашнее задание: уч-к с.3-5, р.т. с.22 №56, 57, 58?






See also:
Яндекс.Метрика