Учебные Интернет — ресурсы на уроке английского языка


«Учебные Интернет — ресурсы на уроке английского языка»

Давайте немного окунемся в прошлое. Как 20-30 лет назад проходил урок английского языка в средней общеобразовательной школе? Все помнят общепринятые для советских детей фразы:

Кто дежурный?

Кто сегодня отсутствует?

Какой сегодня день недели/дата?

На сегодняшний момент данные вопросы не являются актуальными (конечно же если мы не хотим повторить числительные и названия дней недели с младшими школьниками). Современный урок английского языка в корне отличается от урока конца XX века. Перед учителем стоит задача — научить ребенка учиться. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Развитие новых технологий не могло не затронуть процесс школьного обучения, особенно дисциплину «иностранный язык». В последние десятилетия в мировой методике обучения данному предмету получили распространение новые педагогические технологии, такие как:

обучение в малых группах сотрудничества;

дискуссии;

мозговые атаки;

игры проблемной направленности;

метод ситуативного анализа;

метод проектов;

«Портфель ученика».

Следует заметить, что ни один из указанных видов новых педагогических технологий не является универсальным. Ошибочным было бы злоупотреблять одним из них. Задача сегодняшнего учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Конечно же, все эти технологии очень хорошо работают в паре с использованием информационно – коммуникационных технологий и помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.

Мы живем в новом постиндустриальном обществе, для которого значимым является не только владение какой – либо информацией, но и умение работать с ней. Каждый год поток информации в сети удваивается. Совершенно очевидно, что игнорировать настолько мощный ресурс в образовании и в частности в обучении иностранному языку просто нельзя.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. 

Для уроков с использованием Интернета характерны: самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность. 

Использование Интернет-ресурсов делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, так как:

Материал упражнений озвучен и анимирован, что делает их более наглядными и привлекательными;

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку; 

Ученики могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, пока они сами справятся с упражнениями; 

Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает выполненные упражнения.

За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

1. Средства асинхронной коммуникации — средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени.

аудиоблоги/подкасты. 

голосовая почта

голосовые форумы

2. Средства синхронной коммуникации — средства общения, позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, видео и аудио конференции). 

Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, Именно поэтому на современном этапе обучения, прежде чем обратиться к ресурсам интернета, учитель должен:

Тщательно продумать общий концептуальный подход к обучению;

Отобрать адекватные ему методы обучения, педагогические

технологии, систему упражнений, виды деятельности с учетом специфики предмета;

Подготовить учащихся к этим видам деятельности, например: к работе с электронным текстом, поиску информации в сети (лучше в подготовленном заранее электронном каталоге), к участию в дискуссии, к особенностям совместной деятельности в малых группах сотрудничества и пр.

Итак, надо отметить, что при работе в сетях возникают серьезные проблемы, такие как:

Поиск нужной информации, ее анализ.

Проблема решается созданием на сайте своего образовательного учреждения электронного каталога, то есть отобранных учителями иностранного языка ссылок на нужные сайты, систематизированные по разделам, темам, уровням обучения. С примером такого каталога можно познакомиться на сайте московской гимназии №1512.

Формирование интеллектуальных умений критического мышления.

Учащиеся должны быстро ориентироваться в том насколько данная информация может быть полезна и насколько ее можно считать достоверной.

Необходимость в формировании толерантности к чужому мнению, культуре, обычаям.

Технократический подход – увлеченное использование информационных технологий ради них самих.

Преподаватели очень часто настаивают на оборудовании кабинета компьютером с выходом в интернет и забывают о целях обучения иностранному языку, его специфике, направленной в основном на устную практику.

Так, для того чтобы минимизировать данные проблемы, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет – ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов (переведены П.В. Сысоевым на русский язык посредством транслитерации):

ХОТЛИСТ ( от английского “hotlist” – «список по теме» или немецкий

вариант Linksliste) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.

МУЛЬТИМЕДИА СКРЭПБУК (от английского «мультимедийный

черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

ТРЕЖА ХАНТ (от английского «охота за сокровищами») напоминает

хотлист и скрэпбук. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. с помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.

САБДЖЕКТ СЭМПЛА стоит на следующей ступени сложности по

сравнению с трежа хантом. В отличие от него сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

ВЕБКВЕСТ (от английского “webquest” –«Интернет-проект» — самый

сложный тип учебных Интернет – ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Приведу несколько примеров работы с Хотлистом:

Хотлист по теме «Семья и семейные традиции»

http://en.wikipedia.org/wiki/Family_traditions

http://en.wikipedia.org/wiki/Family_cookbooks

http://en.wikipedia.org/wiki/Family_tree

http://www.americanfamilytraditions.com/

Хотлист по теме «Мое свободное время»

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/preserving-playground-games-with-computers/8381.html

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/leisure-activities-in-the-country/1072.html

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/the-great-britain-blind-football-team/6096.html

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/leisure-time-and-entertainment/2059.html

Хотлист по теме «Время каникул»

http://www.kwintessential.co.uk/resources/global-etiquette/russia-country-profile.html

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/staying-in-a-castle/1200.html

http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/the-influence-of-weather-on-human-activity/4315.html

http://www.letterwritingguide.com/friendlyletter.htm

http://www.europa-pages.co.uk/epals/schools.html

А сейчас давайте попытаемся систематизировать информационные и образовательные интернет – ресурсы:

Прежде всего, каждый человек, изучающий иностранный язык,

заинтересован в том, чтобы объективно определить уровень владения языком. Для этого можно воспользоваться сайтами:

http:/www.toefl.org

http:/www.ielts.org

http:/www.lingval.ru

Для формирования или совершенствования лексических и грамматических навыков посетите один из сайтов:

http:/www.edufind.com/English/grammar

http:/www.englishclub.com (сайт создан в Кембриджском университете)

http:/www.studyl.ru/grammar

http:/www.englishplus.com/grammar

Для обучения различным видам чтения:

http:/www.English-to-go.com (предлагаются удобные для копирования целые разноуровневые уроки с интересными текстами и упражнениями)

http:/www.eng.hut.ru

http:/www.ioso.ru/distant

http:/www.bartleby.com

Все известные газеты и журналы имеют свои сайты:

http:/www.mediainfo.com/emedia

http:/www.washingtonpost.com

Сайт газеты The Washington Post – имеет 5 основных рублик: новости, стиль жизни, спорт, рекламные объявления и новости рынка. Работа с такой онлайновой газетой предоставляет уникальные возможности межкультурной коммуникации. Учащиеся могут ознакомиться с текущими событиями, сравнить комментарии разных авторов, а также воспользоваться ссылкой «send us feedback», позволяющей установить связь с издательством. Результаты такого контакта можно в дальнейшем обсудить н занятиях, организовать дискуссии.

http:/www.nytimest.com

Сайт газеты The NewYork Times – помимо прочего, предлагает читателям учебную версию своей газеты с поурочными разработками.

http:/www.bbc.co.uk/worldservice

Сайт газеты BBC World Service, который предлагает своим читетелям не только прочитать на предложенных 43 языках мира интересные статьи, но и прослушать их, выбрав для сeбя подходящий уровень владения языком (даже в режиме Learning English).

http:/www.abcnews.go.cm/index.html

Сайт газеты ABC News сопровождает сои публикации не только звуком, но и видео. Возможна также беседа с читателями в разделе «Chat»

http:/www.usinfo.state.gov

Сайт Госдепартамента США предлагает самую свежую информацию по рубрикам:

О департаменте США

Пресса и связь с общественностью

Путешествия и жизнь за рубежом

Страны и регионы

Международные дела

История, образование, культура (наиболее интересный раздел с различными ссылками, которыми можно воспользоваться для обсуждения на занятиях, для проектной деятельности)

Для школьников начального и среднего звена:

http:/www.his.com/-pshapiro

Интересный сайт канадского писателя Фила Шапиро.

Для обучения аудированию:

http:/www.bell-labs.com

Сайт компании Lucent Technologies (подразделение Bell Labs) при помощи синтезатора речи, который превращает текст в звук, позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке.

http:/www.stories.simplenet.com

На сайте можно найти рассказы в звукозаписи, продолжительностью 1-2 минуты для школьников разного уровня подготовки.

http:/www.center.fio.ru

Сайт представляет собой подборку звуковых файлов к сказкам, басням, рассказам английских и американских авторов.

Для контактов с зарубежными партнерами, участие в дискуссиях по актуальным для молодежи темам:

http:/www. talkcity.com

http:/www.forum.entertainment.ie

http:/www.news.bbc.co.uk

http:/www.chat.ru/-english language

Для школьников, участвующих в совместных проектах, дискуссиях и т.д.:

http:/www.royal.gov.uk (сайт Британкой монархии)

http:/ www.culture.gov.uk

http:/ www.uk.ru (вся информация о Великобритании на русском языке).

Для обучения письму, чтобы найти партнеров по переписке:

http:/ www.iecc.org

http:/ www.stolaf.edu/network/iecc

Сетевые сообщества учителей:

http:/ www.eun.org

Европейская школьная сеть, объединяющая 20 европейских министерств образования. Учителя всего мира могут получить доступ к колоссальному количеству источников, обмениваться опытом, присылая собственные разработки на сайт.

http:/ www.ioso.ru/distant.

Сайт, где можно обменяться опытом, получить консультацию у ведущих методистов нашей страны, участвовать в совместных проектах, телеконференциях.

Итак, чтобы подытожить вышесказанное, хотелось бы отметить следующее. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Изобилие удваивающейся ежегодно информации необходимо фильтровать. (Если мы вспомним, как выгладила поисковая система, к примеру, 10 лет назад, мы поймем, о чем идет речь). И только творчески работающий преподаватель может разумно и органично вписать уникальную информацию сети в учебный процесс, выступая новатором, расширяя кругозор своих воспитанников, вводя их в межкультурное пространство.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №12 г. Воронежа

Иванникова Наталья Юрьевна

Библиография:

Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: монография / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.

Intel „Обучение для будущего» М.Ю. Бухаркина и др. М. 2007

Трушкова И.Н. Использование Интернет – ресурсов в обучении письменному выражению мыслей.// Иностранные языки в школе. – 2008-№7.

Сысоев П.В., Евстигнеев М.П. Учебные Интернет – ресурсы в системе языковой подготовки учащихся.// Иностранные языки в школе. – 2008-№8.

Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе. – 2001-№2,3.

Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2007.-№4 с.49-53

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Грицков Д.М.и др. Использование Интернет– ресурсов в обучении иностранному языку. Тамбов, 2008.

http://nota.triwe.net/

http://www.novgorod.rcde.ru/

http://www.som.fsio.ru/

http://virtlab.ioso.ru/

Приложение:

Российский каталог образовательных ресурсов (английский язык) сети интернет

ABC-online. Английский язык для всех

http://www.abc-english-grammar.com

Lang.Ru: интернет-справочник «Английский язык»

http://www.lang.ru

Fluent English — образовательный проект

http://www.fluent-english.ru

Native English. Изучение английского языка

http://www.native-english.ru

School English: газета для изучающих английский язык

http://www.schoolenglish.ru

Английский для детей

http://www.englishforkids.ru

Английский клуб

http://www.englishclub.narod.ru

Английский язык.ru — все для изучающих английский язык

http://www.english.language.ru

Английский язык в библиотеке Максима Мошкова

http://lib.ru/ENGLISH/

Английский язык в школе

http://englishaz.narod.ru

Английский язык в Открытом колледже



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика