Учебные игры как средство повышения эффективности уроков


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИКРЯНИНСКОГО РАЙОНА

«Учебные игры как средство повышения эффективности уроков»

Обобщение опыта

учителя начальных классов МОУ

Оранжерейнинская СОШ Байзулиновой Гальби Харисовны

с. Оранжереи 2007г.

I. Учитель: Байзулинова Гальби Харисовна

Образование: Высшее

Стаж: 35 лет

Место работы: Икрянинский район МОУ «Оранжерейнинская СОШ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

II. Теоретическая интерпретация опыта.

Тема опыта:

«Учебные игры как средство повышения эффективности уроков»

Теоретическая база опыта.

В поисках новых форм и методов преподавания знакомлюсь с опытами работы педагогов — новаторов Л.В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, Эльконина — Давыдова, Выготской и других и стараюсь использовать их в работе.

Актуальность и перспективность опыта.

Игра оставаясь отдыхом и развлечением перерастает в обучение, творчество. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебного материала. Сегодняшние дети по своей мере индивидуалисты, а использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, становлению школьного коллектива, развитию творчества. И я думаю, что и в будущем игра останется одной из ведущих видов учебной деятельности, только будет приобретать новые содержательные цели и формы.

Условия возникновения и становления опыта.

Работая учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективных результатов можно добиться только тогда, если у ребенка вызвать интерес к учебной деятельности. Ведь когда шестилетний ребенок приходит в школу, для него игра — средство познания жизни, он не перестает играть.

Благодаря игре у ребенка развивается сообразительность, внимание, он учится выдержки, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Сущность опыта.

Определение места и роли игр в системе уроков в начальной школе. Использование игр на уроках — эффективное средство включение ребенка в учебную деятельность.

Область применения.

Так как игра является важным средством повышения эффективности уроков, то, в первую очередь игру использую в проведении уроков, внеклассных мероприятиях.

Во-вторых, выступая на заседании МО начальной школы делюсь с коллегами опытом работы по данной проблеме.

Продуктивность.

Применяя игры на уроках пришла к выводу, что игра способствует достижению учебно-воспитательных целей, воспитывает внимание, заставляет детей думать, мыслить, творить.

Мои ученики хорошо применяют свои знания и умения в последующих классах, могут выполнить любую самостоятельную работу. Они любознательны, дружны, расширяют свой кругозор. Они успешно справляются с контрольными работами, показывая неплохие результаты. У них неплохо развита речь, хорошо владеют устными вычислительными навыками, умеют писать творческие работы. Секрет успеха я думаю, в использовании на уроках дидактических игр, которые настраивают детей на учебную деятельность.

Трудоемкость.

Подготовка уроков в игровой форме, проведения игр на уроках занимает много времени. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу» каждому надо научиться умело использовать игры на уроках. Трудоемкость проведения игры зависит от вида и формы игровой деятельности. Составлена система дидактических игр на уроках обучения грамоте, математики, русского языка и др. предметов.

III. Система работы.

Никто не может отрицать великую силу влияния игры на общее развитие детей младшего школьного возраста.

Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, аккуратность, взаимопомощь. Все это вместе взятое и позволяют активизировать мышление. Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Учение они воспринимают, как новый, более серьезный вид игры, ибо игра для них остается ведущей деятельностью. Поэтому при обучении грамоте я стараюсь часто использовать игры. Особенно при знакомстве с новыми буквами и звуками. На каждой парте в маленьких коробках лежат квадратики картонные размером 1,5 х 1,5 см красного и синего цвета. Красные квадратики — гласные, синие — согласные. Рядом карманчики из целлофана, куда дети будут «набирать» звуки. Произношу первый звук и «бросаю» его детям так, как бросают камушки. Дети подпрыгивают, обеими руками «ловят» в воздухе звук и кладут в карманчик. Одновременно закрепляются знания о гласных и согласных звуках. После того, как они «поймали» все звуки, хором называют слово и выделяют новый звук. Называют его характерные особенности. Дети очень любят эту игру. Так же при обучении грамоте использую шарады, загадки, ребусы. Эти упражнения развивают у детей мышление, воображение. Дети с интересом играют в игру «Доскажите словечко». Они на минуту представляют себя поэтами. Также на уроках обучения грамоте и письма использую игру «Дождик». Из тучи сыплются буквы. Из этих букв дети составляют слова, а на уроках письма пишем эти слова. В таком варианте проводится игра «Шары». Игра «Наборщик». Из букв одного слова составить несколько слов. Шестилетний ребенок пришел в школу, он еще не знаком, с правилами школьной жизни, ему трудно понять приказы, запрещения. Они стремятся к игровой деятельности. Урок у малышей не мыслим без игры. Но как научить детей учиться играя? Чтоб они обдумывали свои ответы, не выкрикивали, не шумели на уроке. Даю им специальные задания, решения которых не возможно без напряженной мысли, направляю их на обдумывания задания, на его мысленное решение. Здесь очень большую роль имеет поощрение. Ведь дети, особенно малыши, любят похвалу, и стараются вести себя так, чтоб их похвалили, выделили, заметили. На каждом уроке математики я стремлюсь проводить игру, игровые упражнения, разучить считалку. Учить, играя, не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закрепить изученный материал. В первом классе ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесение элементов воображения или элементов неожиданности или ожидания, например игры «Что изменилось?», «Который по счету?». Малыши любят помогать кому- то, любят похвалу, например, «Помоги птичке спрятаться от орла», «Очисти рыбу». Подрастая, учеников привлекают уже такие игры, где есть возможности показать свои способности и знания. Их уж больше увлекает содержание игры, появляется тяга к играм — соревнованиям, таким как «Хоккей», «Чья ракета быстрее?» и другие. В начале учеников увлекает желание одержать личную победу, постепенно их интересы расширяются и они переживают уж не только за себя, но и за свою команду. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию моральных качеств личности. В третьем классе учеников все более интересует результат игры, проявляется чувство коллективизма, взаимопомощи, их мало устраивает личная победа, возникает желание оказать помощь товарищу. И я больше внимания уделяю проведению таких игр, где условия предусматривают победу, зависящую от умения одного ученика и поддержки всей команды. Это такие игры, как «Лучший счетчик», «Чей ряд лучше?» и другие. Чтоб еще больше заинтересовать детей подвожу итог игры. Дети видят результат своего труда. Они получают в подарок флажки, медали. Это поощряет детей и уже на следующем уроке проявляют больше активности. Во всех начальных классах использую «Магические квадраты», «Занимательные рамки», «веселые задачи». Так же игры использую на уроках русского языка. Например, при знакомстве со словарными словами использую игру «Волшебное дерево». Карточки со словами, словно птички расселись на ветках дерева. Дети должны списать слова и вставить пропущенные буквы. Составит с этими словами предложения. Во всех классах использую сигнальные карточки, перфокарточки, тесты. Часто использую кроссворды, ребусы, загадки. Их использую так же на уроках природоведения. Они повышают активность, развивают мышление, память, внимание. По мере возможности использую игры на уроках ИЗО и трудового обучения. На уроках ИЗО к детям в гости приходит Карандашик, на уроках трудового обучения наведывается Самоделкин. Чтоб вызвать у детей интерес к занятиям провожу нестандартные уроки. Это урок сказка, уроки-путешествия, урок-игра, урок-утренник, интегрированные уроки. Детям нравятся такие уроки, и они здесь принимают более активное участие, чем на обычных уроках.

Игра — важнейший метод обучения в начальной школе. Она помогает учащимся лучше представить учащимся то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, мышления.

IV. Результативность.

Мои ученики успешно учатся в старших классах, добиваясь неплохих результатов в учебной деятельности. У них прочные знания и умения за курс начальной школы.

Мои выпускники в таком же темпе занимаются сейчас и в старших классах. И я думаю, что не малую роль сыграло применение игр и игровых упражнений на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика