Учебно-тематическое планирование по курсу Гражданское образование с добавлением региона


Пояснительная записка.

Курс «Гражданское образование» я преподаю по авторской программе «Гражданское образование в начальных классах», которую создали и предложили при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. Авторы предоставили учителю прекрасное пособие, где дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки, пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя. В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно–воспитательного процесса. В связи с этим программу курса «Гражданское образование», рассчитанную на 2 года обучения, я рассредоточила на 3 года.

Источники изменений.

Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование, включающего в себя изучение регионального компонента;

Нахождение разрешений правовых и личностных конфликтов в повседневной жизни.

Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».

Региональный компонент равномерно распределён в курсе преподавания гражданского образования на все 3 года обучения. В процессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Экологическая направленность занятий: здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: « Охранять природу — значит охранять Родину…».

2. Цель: углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств — самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

4.Задачи программы:

Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;

Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;

Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;

Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

Истории

Краеведения музыки

Изобразительного искусства

Трудового обучения

5. Формы проведения занятий:

1. Интегрированный урок

2. Инсценированное представление

3. Экскурсия

4. Комбинированный урок

5. Краеведческая викторина

6. Механизм реализации программы:

Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.

Сбор материала.

Создание и оформление этнографического уголка.

Создание проектов и исследовательских работ.

7. Прогнозируемые результаты:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;

Самостоятельно подбирать литературу по теме;

Работать в читальном зале библиотеки

Готовить и выступать с докладами и сообщениями

Работать в семейных архивах

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Сравнивать и обобщать факты

Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе

Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Тематическое планирование по курсу «Гражданское образование»

2 класс

Кол-во ч

дата

Основное содержание материала

Творческое задание

Примеча

ние

1-

2

2ч.

Дом, в котором мы живём.

Земля – общий дом для всех людей.

Составление коллективного панно.

3-

4

2ч.

Отечество. Наша Родина – Россия.

5

1ч.

Москва – столица нашей Родины.

Урок — путешествие

Урок с использованием м\м

6

1ч.

Санкт – Петербург.

Урок — путешествие

Урок с использованием м\м

7

1ч.

Нижний Новгород.

Урок — путешествие

Урок с использованием м\м

8

1ч.

Нижегородская ярмарка .

9

1ч.

Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник.

10

1ч.

Моя малая родина.

Край мордовский, родной… (р).

Уважение национальных и культурных различий.

заочная экспедиция. «Фольклор разных народов»

групповая работа

Урок с использованием м\м

11

1ч.

Тематическая экскурсия в Краеведческий музей (р).

Посетить экскурсию.

12

1ч.

Мой город. Из истории образования города (р).

Мини сочинение «Моя малая родина»

Урок с использованием м\м

13

1ч.

Исторические места города. р

Экскурсия по городу

14

15

2ч.

Наследие предков.

Устное народное творчество (р).

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка мордовской народной сказки

16

1ч.

Песни, танцы и игры мордовского народа (р)..

Разучивание народных игр. Составление книжки – малышки с описанием народных мордовских игр.

Урок с использованием м\м

17

18

2ч.

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р). «На каком поле выросла рубашка»

История мордовского костюма.

Экскурсия в музей.

Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа

Урок с использованием м\м

19

20

2ч.

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р). «Волшебные вещи и их повелители».

Ремёсла и занятия населения мордовского края (р).

Посетить экскурсию.

Изготовление игрушек из разного материала (свистульки, резьба итд)

Урок с использованием м\м

21

1ч.

Исчезающие растения и виды птиц Мордовии. р

Составление «Красной книги».

Урок с использованием м\м

22

1ч.

Саранская ярмарка. Обобщающий урок – праздник (р).

23

1ч.

Путешествие по миру.

Шар земной именуется миром.

24

25

2ч.

Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки.

Урок с использованием м\м

26

27

2ч.

Хождение за три моря. Индия.

Урок с использованием м\м

28

1ч.

Кругосветное путешествие.

Урок с использованием м\м

29

1ч.

Разноцветный хоровод.

Урок с использованием м\м

30

1ч.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика