Учебно-методическое пособие Методические рекомендации по использованию здоровьесберегаю


Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе”

                           

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский

Цель:

Показать значимость оздоровительных мероприятий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в учебной деятельности;

помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Внимательный педагог должен сразу заметить внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.

Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки надо проводить, учитывая специфику предмета.  В состав упражнений для физкультминуток можно включить:

Гимнастика для глаз:  специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,

Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.

2. Массировать движениями пальца в течение минуты.

3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

Физкультурно – спортивные:  это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т. д)

Танцевальные:  эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающие игры:  «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

Креативные: (творческие) Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

Сюжетно – ролевые игры: (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)

Использование карточек:  Например: «Летящая птица». «Разминка балерины», «Любопытный щенок» Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у учеников начальных классов, а также помогает им осознать важность сохранения здоровья.

 Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

Урок здоровья

Тема: «Если хочешь быть здоров»

I. Беседа по теме.

Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?

      Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микро-с», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, по падая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)

Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)

Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3.  Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

III. Оздоровительная минутка.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)

Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей,

Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

      Вспомним волшебные слова:

                    Я здоровье сберегу,

                    Сам себе я помогу!

     

IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с

физкультурой и спортом».

V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

             1.  Очень редко болеет.

             2.  Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

             3.  Имеет хороший сон.

             4. Живет не менее 80 лет.

             5.  Может без одышки пробежать пять километров.

             6.  Если заболел, то быстро поправляется.

— Какие признаки выбираются главными и почему?

— Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

VI. Это интересно!

— Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, что бы получить почетное звание долгожитель?

      — В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

Первый секрет – закаленное тело.

Второй секрет – хороший характер.

Третий секрет – правильное питание и режим дня.

Четвертый секрет – ежедневный физический труд.

— Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

      Задание.

— Выберите слова для характеристики здорового человека:

             красивый            ловкий            статный        крепкий

             сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

             сильный              румяный         толстый        подтянутый

      Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Библиографический список:

1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома – 2005.

2.Жиренко А.Л., Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Мастерская учителя, 2007.

3.Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4

4.Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.

 






See also:
Яндекс.Метрика