Учебно-методическое пособие Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга


Учебно-методическое пособие

«Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга»

(составитель: Игнатьева Елена Георгиевна)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Удивительный город Петербург… В его историческом центре почти на каждом шагу встречаем мы прекрасные старинные здания, дворцы, скульптурные украшения. За три сотни лет было создано громадное количество художественных произведений – и стихотворных, и прозаических, — посвященных Петербургу. Александр Блок говорил: «Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются!»

Одна из целей школьного краеведения: дать знания о городе, подчеркивая многогранность петербургского наследия; пробуждать познавательный интерес к Петербургу; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия; формировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

Изучение литературного (поэтического) наследия Санкт-Петербурга дает богатый материал для развития речи. Это является второй задачей. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Поэтическое богатство прошлого и современности Петербурга помогает в работе над изобразительными средствами языка (сравнением, эпитетами, метафорами, перифразом, синонимами, антонимами).

Чтобы работа над стихотворениями была более доступной понятной школьникам, перед занятием необходимо побывать на экскурсии, посетить те места, о которых пойдет речь на занятии.

Я предлагаю несколько тем, которые могут вызвать интерес у школьников. Это годичный курс из девяти тем, каждая из которых включает в себя экскурсии и занятие в классе (чтение стихов поэтов прошлых веков и сегодняшних дней, обсуждение, рисование, подбор рифм, попытка написания своих поэтических произведений об уголках Санкт-Петербурга).

1тема. Блистательный Санкт-Петербург.

После обзорной экскурсии необходимо поговорить о дате рождения города, о символах города (гербе, флаге, гимне). Можно составить портрет города (5 эпитетов о городе; 5 мест, которые хотел бы показать гостям; 5 «болезней» города; 5 правил поведения петербуржца). На этом занятии будем читать стихи о родном городе. Хотелось бы, чтобы каждый ребенок нашел и прочитал хотя бы несколько строк из произведений поэтов-классиков.

Литературный материал.

Я вижу град Петров, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могущей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен.

(П.Вяземский)

Я Петербург люблю, с его красою стройной,

С блестящим поясом роскошных островов,

С прозрачной ночью – дня соперницей беззнойной,

И с свежей зеленью младых его садов.

(П.Вяземский)

Где вечно плакали туманы

Над далью моха и воды,

Забили светлые фонтаны,

Возникли легкие сады.

Где плавали за рыбной данью

Два-три убогие челна,

Закована глухою гранью

Невы державная волна.

(С.Соловьев)

О дивный град! О чудо света!

Тебя волшебник созидал…

И силой творческой, в мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град, — и, в удивленьи,

Свет чудо новое узрел.

(В.Романовский)

Там, где висят туманы на просторе

И солнца блеск не виден в небесах,

Где ветра ждет корабль, чтоб выйти в море,

И где сирен протяжны голоса,

Где волны злые Финского залива

Спешат Неву поворотить назад,

Врываются в нее и суетливо

Гранитный берег пеной бороздят, —

Как исполин, вознесся этот город,

Годами здесь трудились мастера.

Ужель другого не было простора,

Где б завершен был замысел Петра?

Дома, дворцы здесь в блеске небывалом,

Колонны их возносят на плечах.

Здесь улицы и строгие каналы

Хранят веков суровую печать.

Петр на коне, величественный, гордый,

В его глазах – пылающий огонь.

На глыбе скал из хладных финских фьордов

Сдавил змею его могучий конь.

(А.Кутатели)

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце под Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем

И он растет,

И мы растем.

(М. Борисова)

2тема. Реки и каналы Петербурга.

После экскурсии по рекам и каналам ребята подбирают стихи о Неве, других реках и каналах города. Составляют карту своей экскурсии, добавляют те реки и каналы, о которых узнали из книг и справочников. После обсуждения характера Невы (Спокойная, труженица, грозная, бушующая) Можно предложить детям изобразить Неву на рисунке, потом словами потом стихами собственного сочинения.

Литературный материал

Нет, никогда передо мной,

Ни в час полудня, в летний зной,

Ни в тихий час перед зарею,

Не водворялся над Невой

Такой торжественный покой.

Глубоким пламенем заката

Земля и небо – все объято…

И, неподвижный я стоял,

И всё забыл, и по простору

Невы великой – волю дал

Блуждать задумчивому взору.

И я глядел: неслась река,

Покрыта вся румяным блеском,

И кораблям, с небрежным плеском,

Лобзала темные бока.

(И. Тургенев)

Опять смотрю я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Нет искр в небесной синеве,

Всё стихло в бледном обаянье,

Лишь по задумчивой Неве

Струиться лунное сияние.

(Ф. Тютчев)

Вспыхнуло утро в туманах блуждающих,

Трепетно, робко сказалось едва….

Точно как сеткою блесток играющих

Мало- помалу покрылась Нева!

Света все больше.… За тенью лиловою

Солнце чеканит струей огневой

Мачты судов над водой бирюзовою,

Выше их, ярче их – шпиль крепостной.

Давняя мачта! Огней прибавляется!

Блеск так велик, что где чайка крылом

Тронет волну – блеск волны разрывается,

Гребень струи проступает пятном.

(К.Случевский)

Есть в нашем городе река,

Ее зовут Нева.

И широка, и глубока

Речная синева.

Нева волною в берег бьет,

Нева к заливу лед несет.

(Н.Полякова)

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

(М.Борисова)

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела…

Котлом, клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась…

(А.Пушкин)

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин. Сказали: «Постой-ка…»

Я спросил: «Эта речка – Нева?»

Мне сказали: «Ты что, это Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

— Нет, канал Грибоедова это.

А потом шелестела листва

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Эта речка – Нева?»

— Нет, Фонтанка, у Летнего сада.

А потом синева, синева,

Шпиль, и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал: «Это Нева?»

Я и сам бы любому ответил!

(А.Кушнер)

Грустя, бреду, один, влюбленный,

Как, ночь-врага легко тесня,

Домов старинные колонны

Внезапно вспыхнут от огня.

Цвет золотистый, цвет шафранный,

Мечту ты гонишь от меня!

И милый сон реки Фонтанной,

Прости! Потонет в громе дня.

(В.Княжнин)

Стихов о Неве и реках Петербурга очень много. Они отличаются по времени написания. Стихи прошлого века более сложные для восприятия младшими школьниками, но в них больше изобразительных средств, необходимых для развития речи. Дети могут сравнить описание Невы в разное время года, в разное время суток, подбирать рифмы, изобразить Неву на рисунках, составить план-карту рек нашего города.

3 тема. Мосты повисли над водами.

Эта тема связана с предыдущей. На экскурсии мы повторим те знания, которые есть у детей о реках и каналах, и будем любоваться мостами Петербурга. Важно показать их особенности: самый широкий мост, самый длинный, разводные, с необычным оформлением.

Занятие по этой теме будет более художественное, чем литературное, но стихи на нем будут звучать обязательно. Например, можно использовать их в качестве загадок и одно из заданий будет придумать свои загадки о мостах. В конце занятия можно нанести некоторые мосты на карту рек.

Литературный материал.

Есть мосты в Ленинграде –

Шесть сотен мостов.

Не припомнить и за день

Всех его островов.

Есть Васильевский, Заячий,

Каменный есть…

В этих строчках, ты знаешь ли,

Всех, пожалуй, не счесть!

Сто один числят остров –

Вот наш город каков!

Людям было б не просто

Обойтись без мостов!

Вот тяжелый гранитный,

С чуть горбатой спиной,

Вот чугунный, отлитый,

Весь почти кружевной.

Львы крылатые, кони

Глядят с высоты…

Незаметно, спокойно

Служат людям мосты.

Ведь по ним, не смолкая,

То вперед, то назад

Лихо мчатся трамваи

И машины спешат.

И идут пешеходы,

Не замедлив шаг,

И скользят пароходы

Под пролеты мостов



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика