Учебно-методическое пособие Использование портфолио для формирования элементов учебной


Учебно-методическое пособие

учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394

Красносельского района Санкт-Петербурга

Титовой Елены Викторовны

«Использование портфолио для формирования

элементов учебной культуры ученика начальной школы»

Введению портфолио в начальной школе предшествовала работа учителя и учеников по формированию «Папки делового человека».

В «Папку делового человека» были помещены:

Карты отслеживания результатов индивидуальной учебной деятельности учащегося, представляющие результаты выполнения учебных заданий.

Памятки, алгоритмы, схемы, таблицы для эффективного усвоения учебного материала.

Проверочные работы, требующие корректировки.

Творческие работы, выполненные к отдельным урокам.

Накопление опыта работы с «Папкой делового человека» содействовало развитию у учащихся элементарных навыков самоанализа и самопроверки сформировало опыт систематизации учебной информации.

Второй этап работы по формированию портфолио включал освоение опыта развития навыков классификации информации. С этой целью для распределения продуктов образовательной деятельности учащимся было предложено собрать несколько видов портфелей.

«Сборный портфель»

Портфель хранится дома и представляет обычную коробку, в котором находится «рабочая информация». В портфель – коробку помещаются текущие работы (тетради, книжки-малышки, творческие работы, рисунки, аппликации, отзывы, записи и т.д.)

«Контрольный портфель»

Само название портфеля «контрольный» говорит о том, что в нем собраны все проверочные и самостоятельные работы ученика. Портфель хранится в индивидуальном шкафчике ученика, показывается родителям при индивидуальных встречах. Ребенок может переложить самые ценные на его взгляд работы в третий – «демонстрационный портфель» — «витрину» ученика.

Портфель: «Мои личные достижения»

Портфель содержит 5 разделов:

Личные успехи – таблица по самооцениванию и оцениванию учителем знаний, умений, навыков по предметам за каждый год обучения. Тетради успехов – поощрения за год.

Русский язык – личные достижения по русскому языку в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.

Математика – личные достижения по математике в динамике: проверочные и творческие работы по годам обучения.

Чтение – индивидуальные карты развития навыков чтения вслух и про себя в динамике, проверочные и творческие работы по чтению.

Информатика — проверочные и творческие работы по предмету.

«Демонстрационный портфель» — «витрина» ученика.

Девиз портфеля «Давайте познакомимся». Папка содержит достижения ученика (его лучшие работы, то есть то, чем он хочет похвалиться). Этот портфель предназначен для «публики». Его показывают друзьям, родителям. В «демонстрационный портфель» могут входить избранные материалы из домашнего «сборного портфеля» и контрольного портфеля «Мои личные достижения».

Разделы «демонстрационного портфеля»:

Все обо мне и моей семье (выбор тематики самостоятелен).

Мои награды: грамоты, свидетельства участия в конкурсах, газетные вырезки, фото-видеоматериалы и т. д.

«Творческая кладовая» (работы, способствующие творческому развитию, саморазвитию, самореализации и самоопределению личности).

Мои личные достижения (учебные успехи).

Введение различных видов портфелей позволяет сформировать навыки организации учебного труда, развить представления о разнообразии продуктов образовательной деятельности; определить цели их систематизации и презентации. Портфели накапливают информацию об образовательном опыте ученика, значимом как для него самого, так и для учителя и родителей.






See also:
Яндекс.Метрика