Учебно-методическое пособие Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников


Интерактивные приемы школьного обучения.

Толстых Нурия Халиловна

ГБОУ СОШ № 612 Центрального района Санкт-Петербурга.

Социальный педагог, учитель информатики начальной школы.

[email protected]

Санкт- Петербург

2013

Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников.

Аннотация: В статье рассмотрены интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе, сделаны выводы о пользе интерактивного обучения в современной начальной школе, а так же о том, что интерактивное обучение младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе способствует вовлечению ученика в процесс получения и обработки знаний.

Ключевые слова: интерактивное обучение, урок, приемы обучения,

Проблема данной темы заключается в том, что необходимо повышать эффективность методов и интереса учащихся к обучению.

В современных условиях использование интерактивных форм и методов обучения является необходимостью. Данные методы позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Интерактивные: от англ. («интер» — «взаимный», «акт» — «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.[ ]

В основе интерактивного обучения лежит принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала.

Преподавание может стать однообразным, скучным и малоэффективным занятием, если не использовать интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания — эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок.

Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.[]

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения интереса к учебной деятельности в целом.

Научные инновации, продвигающие вперёд прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Внедрение технологий начинается с создания инновационного фона и актуализации школьных проблем. Этап поиска новых идей включает в себя актуализацию школьных проблем и потребностей, предварительную работу по формулировке целей, идей нововведения, создание образа будущей школы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.[]

На основе интерактивного обучения каждый ученик становится полноправным участником учебного процесса и включается в процесс взаимодействия с учебным окружением.

Сегодня учителя являются создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный:

-актуализация знаний;

— объяснение нового материала;

-закрепление, контроль знаний.

Использует те же методы:

-частично-поисковый;

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный.

Появляется возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Современный мультимедийный урок — это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.

Современная информационная технология, может быть реализована в трёх вариантах:

I) как проникающая — использование компьютера и мультимедийных технологий при изучении отдельных тем, для решения отдельных дидактических задач.

2) как основная — наиболее значимая в используемой педагогической технологии.

3) как обобщающая – обучение и контроль опирается на применение компьютера.

Визуализация информации с использованием современных технологий возможна различными средствами. В настоящее время используются такие средства как:

-мультимедиа-проектор;

-интерактивная доска.

Мультимедийная технология урока предполагает наличие не только необходимого оборудования, но и качественного программного учебного обеспечения. Сегодня мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки, которые позволяют эффективнее и интереснее воспринимать информацию. При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска, дающая возможность использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

В своей работе, как учитель информатики и ИК, я использую методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний:

Показателями эффективности использования компьютерной техники является участие моих учеников в дистанционных олимпиадах (КИТ), использование мультимедийных технологий в исследовательской деятельности учеников по различным предметам учебного плана.

Вывод: интерактивное обучение младших школьников на уроках информатики в 3-4 классе способствует вовлечению ученика в процесс получения и обработки знаний, способствует развитию критического мышления.

Список используемой литературы.

1. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

2.Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

3. Формирование ИКТ — компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е. И. Булин — Соколова, Т. А. Рудченко , А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М. : Просвещение, 2011.

Директор школы № 612:Е.Н.Трошнева

Автор: Н.Х.Толстых






See also:
Яндекс.Метрика