Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов


Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов

Главной задачей современной школы является развитие личности ученика, в том числе и формирование его активной позиции в познавательном процессе.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение, которое имеет более высокую степень самостоятельности, познавательной мотивированности,приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности. Важным в учебном проекте является не только результат познавательной деятельности ученика, но и обучение его умениям проектирования: пробпематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, созданию презентации и, конечно, воспитание коммуникативности в процессе деятельности.

В проектную деятельность дети включаются с 1 класса. Сначапа это небольшие творческие задания, при этом учитываю интересы детей. Проект обязательно должен быть интересен ребёнку. В начальной шкле проекты бывают разные: исследовательские, информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3-4 классах продолжительность от 1 до 2 месяцев.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

выбор темы;

постановка цели и задач;

гипотеза исследования;

организация исследования;

подготовка к защите и защита работы;

рефлексия.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Очень важно для учителя увлечь детей, а также их родителей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования, подбирают информацию, помогают ребёнку готовить защиту своей работы.

В 3 классе моих учеников заинтересовала история нашего заонежского села. Они очень удивились, когда узнали, что Толвуе около 700 лет. В деревне Часовенской Толвуйского погоста родился и вырос Преподобный Зосима, который является одним из основателей Соловецкого монастыря. А «Царицын ключ», вода которого является целебной, назван так потому, что из него пила воду мать будущего царя из династии Романовых, которая под именем Марфа была послана в ссылку в Толвуйский погост на 5 лет.

Один из моих учеников выполнил проектную работу «Какой была Толвуя в старину». Его родители тоже заинтересовались этой темой и помогли сыну сделать презентацию, состоящую из старинных и современных фотографий села Толвуя.

Другой ученик увлёкся историей Толвуйской школы, с помощью мамы и тёти изучал материалы нашего школьного музея, сделал презентацию об истории школы, выступил перед одноклассниками. Ребят очень заинтересовало, как учились дети в Толвуе в 19 веке ( школа была образована в 1805году).

В 4 классе появился новый учебный предмет «Основы православной культуры». Этот учебный предмет вызвал особый интерес ещё и потому, что рядом со школой начали восстанавливать старинный православный храм.

Трое учеников из моего класса стали работать над проектами «Крещение», «Пасха», «Палеостровский монастырь» (восстанавливается и находится в 6 км от Толвуи на одном из живописных островов Онежского озера).

В ходе работы над проектами дети учились проводить анкетирование и брать интервью. Например, исследуя материал о полезности наших северных ягод, ученик обращался к медицинскому работнику нашей больницы с определёнными вопросами о свойствах лесных ягод.

Считаю, что проектная деятельность на краеведческие темы очень важна не только для развития, но и для духовно-нравственного воспитания личности. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, где ты родился и вырос,а также с интереса к её прошлому, традициям, людям.

Проектная деятельность. конечно, не заменяет урочную деятельность, но творчески дополняет обучение учащихся на уроках, способствует развитию познавательной активности личности.






See also:
Яндекс.Метрика