учебное занятие на тему Образ Родины


Технологическая карта занятия

Предмет, класс: география, 7 класс

Тема: «Образ Родины…»

Цели: Формирование познавательного интереса к изучению своей страны.

Задачи:

1.Обучающая: пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;

2.Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки событиям и процессам;

3. Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, уважение к истории и культуре России, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Методическая цель: Продемонстрировать систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация работы малых групп, проблемный), обеспечивающих реализацию идей продуктивного образования; практическое применение полученных знаний для создания образных характеристик стран, из которых должна складываться географическая картина мира.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа

Основной метод: проблемное обсуждение.

Форма организации занятия: малые-группы (парная), индивидуальная

Оборудование: Набор распечатанных текстов произведений, распечатанные наборы иллюстраций, контуры России, дополнительная литература (толковые словари), музыкальные произведения «С чего начинается Родина», « У моей России длинные косички», ТСО (мультимедийные проектор, экран)

Понятия: образ, Родина

Проблема занятия: Какой он образ Родины для каждого из нас?

Программа урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Орг. момент

3 мин

Приветствие учащихся, создание эмоционального

настроя на занятие

Стадия вызова:

8 мин

Осуществляется активизация познавательной деятельности учащихся, обучаемые анализируют собственные знания и опыт и приступают к размышлению над заданной проблемой.

Стадия осмысления:

21 мин

Учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, просмотр презентации, составление туристических маршрутов, работу с толковыми словарями, ассоциативное мышление.

Стадия рефлексии

8 мин

Размышление над полученной информацией, учащиеся выражают свои мысли, что необходимо для выстраивания новых представлений по проблеме занятия.

Подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас! Знаете, я сегодня вас вижу птицами! Да! Вы все для меня птицы! Примерьте на себя роль любой птицы. Расправьте крылья, чувствуйте себя свободными, т.к. сегодня вам предстоит совершить один из значительных перелетов в вашей жизни.

«По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу,

Как братья перелетные птицы!»

2.Стадия вызова.

Учитель: Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Я предлагаю прослушать песню в исполнении М. Бернеса. Включите свою фантазию. Попробуйте мысленно нарисовать картины, которые у вас по ходу будут возникать; выскажите предположения, о чем эта композиция?

Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»

Учитель после небольшой паузы интересуется у детей:

— О чем эта композиция?

-Какие картины у вас возникли при прослушивании? Поделитесь своими впечатлениями.

-Что помогло дорисовать эти картины? Как вы их рисовали?

-Обратите внимание на корень слова «воображение»

— Вы сейчас рисовали картины …. («Образа Родины …»)

Значит, тема нашего занятия звучит как: «Образ Родины…» (учащиеся вместе с учителем определяют тему занятия, записываю в опорные схемы)

3. Стадия осмысления.

Учитель: после слова Родина мы поставим многоточие и в конце занятия обязательно вернемся к теме, чтобы ее закончить, ответив на самый главный вопрос нашего занятия «Какой он образ Родины для каждого из вас?» (учащиеся записывают проблему занятия). Поразмышляем над этой проблемой в течение занятия.

-Вслушайтесь в слово Родина и образ.

-Что они означают?

Работа со словарем:

Учитель: давайте обратимся к толковым словарям, и посмотрим, как их авторы дают значение этих слов.

Ожегов – Родина – отечество, родная страна, место рождения происхождения кого—чего-нибудь.

Образ –вид , облик, живое наглядное представление о ком-чем-нибудь

Ефремова –Родина – страна, в которой кто-либо родился

Образ – вид, чего-либо.

Учитель: Что общего в словарных и ваших толкованиях? (Вывесить на доску все высказывания учащихся)

Учитель: Жизнь человека никогда не должна проходить бесследно, и чтобы оставить свой след, нужно стремиться к определенной цели. Наше занятие тоже не должно пройти бесследно, поэтому сформулируйте для себя цель. Начните ее со слов: Моя цель … (учащиеся записываю тему занятия)

Чтобы достичь этой цели необходимо решить ряд задач:

-Я буду учиться создавать …

-Мне это надо для …

Я буду учиться это делать вместе …

(учащиеся записывают личностные задачи занятия, закончив предложения)

Учитель: на занятии можно вставать с места, ходить по классу, задавать вопросы, петь, разговорить по теме занятия.

Учитель: Исходя из толкований слов, Родина – это родная страна. В какой стране мы живем?

Учитель: Какие пять ассоциаций у вас возникают, когда вы слышите Россия? (запишите в карточки). Например: Кавказ, матрешка, кремль, Волга. Кавказ – самые высокие горы; матрешка – национальный сувенир; Кремль – символ государственной власти; Волга — самая протяженная река Европы. (Приложение)

Почему именно эти ассоциации вы выбрали? (нанесите их на свои контурные карты)

Работа с текстом.

Учитель: А как еще называют Россию . (Русь. Там русский дух, Там Русью пахнет)

Знаете, у слова Русь есть одно интересное значение, которое меня очень тронуло. Я прочитала его в одноименном рассказе Станислава Романовского «Русь». Зачитать рассказ. (Приложение)

Какое значение имеет слово Русь в рассказе? С чем сравнивается Русь? Зачитайте предложение, которое особенно трогает вашу душу.

Вывод: Родина – страна света! Милая светоносная Русь, Россия.

Учитель: Представьте себе, что вас попросили составить туристический маршрут по России с остановками в четырех наиболее интересных, важных на ваш взгляд пунктах, более точно и полно характеризующих страну. Это могут быть города, природные объекты. (Запишите в свои карточки)

Чудо природы… (2 примера)

Чудо город… (2 примера)

Подвести итог. Вывесить на доску.

Коробка в коробке фотография радуги. Попросить учащихся подойти и заглянуть в коробку.

Иногда Россию я сравниваю с …! С чем сравниваю? (С радугой)

Почему с радугой? (много цветов, пестрая, много народов)

Россия – это многонациональная страна. В ней проживает более 130 народов. А какие мы? Давайте с вами создадим «сомоимидж», — Какие мы? Запишите три прилагательных. Заслушать учащихся, вывесить в виде ромашки высказывания. Учащиеся заполняют карточки. (Приложение)

Вывод: Россияне – умные, трудолюбивые, мужественные.

Учитель: Вы птицы, а любая птица, так уж заложено природой, возвращается к родному гнезду.

Мне кажется, что вот-вот еще мгновение и войдет она…

А знаете, что я вижу? (показ слайдов с фотографиями родного края)

Домик окнами в сад,

Там, где ждет меня мама,

Где качала мою по ночам колыбель.

Домик окнами в сад заметает упрямо,

Золотой листопад ,голубая метель.

И еще мне очень дороги слова Константина Бальмонта:

Все то, что было в бездне дней,Не меркнет в памяти моей,И нет желанней ничего.Чем образ края моего.

Вам понравились эти строки? С кем можно сравнить Родину?

Не зря в Великую Отечественную войну Родину назвали – мать. Солдаты шли защищать Родину, а значит свою мать.

Вывод: Значит Родина это — … (учащиеся дополняют – мать, родная слобода, край, в котором мы живем.)

Учитель: Друзья, все мы разные личности, которые по- своему могут выражать свои чувства и мысли. Для каждого образ Родины свой, неповторимый.

Я хочу, чтобы мы вновь обратились к теме нашего занятия. Так какой он «Образ Родины…»? (заслушать учащихся).

Учащиеся заканчивают фразу для меня «Образ Родины -…»

4.Стадия рефлексии

Какие чувства вы испытали по ходу занятия?

Какое новое открытие ты сделал сегодня?

Что нового обнаружил в себе?

Занятие дало для жизни мне….

Я надеюсь, что вам понравилось рисовать образы Родины и желаю, чтобы эти образы не были никогда омрачены. Ибо только все вместе мы сможем сделать его светоносным. У вас обязательно все получится. Спасибо.

Приложение

«Есть у слова «Русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старые слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у сомой голос подрагивает от радости:

-Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвел!

-На Русь? – ахнул я.

-На Русь, — подтвердила хозяйка.

-На Русь?!

-На Русь.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка.

-Что такое – Русь?

— Русью, соколик, светлое место зовем. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

У меня слёзы из глаз от радости.

Русь – светлое место!

Русь – страна света.

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя, Россия! Мне всегда виделся невечерний свет в русском имени твоем, коротком, как вдох счастья. Тут уж никуда не денешься»

книга «Родина» Станислав Романовский.

1. Ассоциации

2.Маршрут по России

1)__________________________________________

2)__________________________________________

3)__________________________________________

4)__________________________________________

сильные

3. «Самоимидж»

РОССИЯНЕ






See also:
Яндекс.Метрика