Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащизся


Дидактические игры при обучении математике и русскому языку в начальных классах

(из опыта работы)

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того. Чтобы процесс познания был более продуктивным. А В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она занимает значительное место и в первые годы обучения детей в школе. Работая с первоклассниками, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры – путешествия: «В цирке», «Веселые старты», «В зоопарке», «Почта», «В стране сказок», «На лугу», «В лесной школе», «В стране Мульти – Пульти» и др.

Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого невозможно участвовать в игре. Поэтому эти игры время от времени можно повторять, успешно использовать и во втором классе. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, подбирать слова по схеме, запоминать определенное количество слов на изученное правило, кто больше подберет синонимов, антонимов и т. д.

Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполняют задания, соблюдая правила игры. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все – таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В играх – путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-10 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия. Воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект, ни одного зевающего на уроке. Играя, дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют знания по математике и русскому языку.

Практика показывает, что совершенно необходимо как можно чаще учащихся младших классов ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. В младших классах слово учителя, объяснение тоже может стать игрой, сказкой.

Игры я использую и как метод обучения и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в кармане, конверте, сумке).

Игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

Распространенная игра «Минутка» дает возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определенное количество слов, текст.

«День и ночь». Команда «День» и «Ночь» дают возможность учителю преобразовать записанное на доске, а детям быстро запомнить и записать текст по памяти.

«Заблудился». Ведущий (может быть учитель или ученик) объясняет условия игры и выполняет задание, при этом допускает ошибку. Дети при объявлении игры предельно внимательны, стараются как можно быстрее исправить ошибку, допущенную ведущим.

Игры, развивающие творческие способности учащихся.

«Волшебная мелодия». Звучит красивая музыка, появляется сказочное дерево с заданиями, «оживают» сказочные герои и приносят различные сюрпризы, совершаются другие сказочные превращения.

«Загадки веселого Карандаша».

— Чем отличается звук от буквы? Гласные от согласных. Предлог от приставки?

— Чем различаются слова: старожил и сторожил?

— Чем отличается квадрат от прямоугольника? И т. д.

На уроке провожу много игр, с целью научить детей говорить чисто и правильно, слушать звучащую речь. Играя со словами, ученики развивают свой артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствуют фонематический слух, то есть вырабатывают хорошую дикцию, четкое произношение слов и каждого звука в отдельности. В данном случае мне помогают скороговорки, которые произносятся несколько раз подряд: кто скажет лучше, четче или стихи. Например, «Прислушайся к слову» А. Шибаева.

Игры – соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал. Игра «Аукцион». Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за две минуты, придумать задачи данного вида, примеры с каким – либо одним ответом и т. д. Игра «Кто скорее, кто вернее?» (на уроке математики). Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достанется цифра 0, другому – 1 и т. д. Читаю примеры: 4 умножить на 4, 9 умножить на 2 или 40 разделить на 4 и пр. Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается по одному очку тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков , выигрывает.

Ценность дидактической игры я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую – либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:

Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?

Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?

Что развивает данная игра?

Посильна ли она для моего класса?

Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?

Подведение итогов игры

Многие игры, вернее задания к ним, подбираю различной степени трудности. Что дает возможность осуществить индивидуальный подход, занять в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Получи 5». Поскольку это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а потому уверенно и с интересом приступают к работе.

Каждый получает карточку с заданием – задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению разная. Хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу разными способами, ученикам со средними способностями решить задачу, записав ее кратко или составив к ней схематический чертеж, а слабым — решить задачу, рассмотрев ее краткую запись. Объявляется цель игры: тот, кто решит задачу, получает «5» и его фамилия записывается на доске.

Игра «Эстафета» проводится в группах. Предлагается задание «одеть» корень какого – либо слова, то есть подобрать как можно больше слов за определенное время. Однокоренные слова дети называют или записывают по очереди. Если в группе кто – то называет слово неверно, следующий ученик исправляет ошибку, и игра продолжается до победы одной из играющих команд.

На уроках в начальных классах игра встречается часто и содержит два элемента – познавательный и игровой. В работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.

Таким образом, включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки по основным предметам. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету и самих учащихся.






See also:
Яндекс.Метрика