Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Количество часов по учебному плану

В год – 36 часов

В неделю – 1 час

Компонент учебного плана (федеральный)

Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»

Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные резулътаты: 

в сфере познавательной деятельности:

освоение основных понятий и методов информатики;

выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой   проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);

знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);                                                                   

умение тестировать используемое оборудование и программные      средства;                   

использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;                                                                    

приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;  

выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;                                                   

использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

решение задач вычислительного характера  путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;                                                            

создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;

использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;                                                      

использование инструментов визуализации для наглядного   представления числовых данных и динамики их изменения;  

создание и наполнение собственных баз данных;                                                

приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;    

знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями    и средствами их создания;  

приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими   мерами при работе с этими средствами;

соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.      

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Раздел I. Информация и информационные процессы (9ч)

Знать/понимать:

об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;

определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;

различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;

единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.

Уметь:

приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;

определять объем в различных единицах измерения количества информации;

решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов

Знать/понимать:

об устройстве компьютера;

основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;

виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;

что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;

определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;

что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;

основные действия с файлами и папками;

что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;

понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;

определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;

что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;

что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.

Уметь:

составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;

определять тактовую частоту процессора;

разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;

различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;

распознавать различные типы файлов;

записывать полное имя файла;

пояснять выполнение действий с папками и файлами;

перезагружать компьютер;

объяснять назначение основных прикладных программ;

работать с программой обработки изображений;

создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;

находить антивирусную программу на компьютере.

Раздел III. Коммуникационные технологии (16ч)

Знать/понимать:

принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи

основные виды компьютерных сетей, их топологию

понятие протокола, основные виды протоколов

особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин

систему адресации и назначение электронной почты

правовые и этические нормы распространения информации

преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе

логическую структуру web-страницы

основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки

Уметь:

организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета

определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи

владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост

создавать свой электронный ящик на web-сервере

использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности

создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора

использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов

Раздел IV. Повторение, резерв времени (4 ч)

Уметь:

использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей.

Список литературы

Для учащихся:

Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:

www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;

window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам;

http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер

Проектор

Принтер

Модем

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

Операционная система – Windows XP, 7.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Календарно-тематический план

№/№

Тема

Дата

Основное содержание

Средства обучения

Контроль

Межпред-метные связи

Раздел I. Информация и информационные процессы – 9 часов

1.1

Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности в КВТ

Увеличение, уменьшение информации. Информационные сигналы. Способы восприятия информации

ЦОР

Дискуссия

физика

1.2

Информационные процессы

Системы управления. Роботы

Клавиатурный тренажер

Опрос

Биология, химия, физика

1.3

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Форма и значение знаков. Знаковые системы

Опрос

1.4

Кодирование информации

Код. Длина кода. Перекодирование

Тест

1.5

Кодирование информации

Шифры замены, шифры перестановки

Клавиатурный тренажер

Самостоятельная работа

1.6

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика