творческое применение знаний на практике с помощью метода проекта


Творческое применение знаний на практике

И.М.Юденко, учитель технологии, М.И.Юденко, учитель географии, О.И. Юденко учитель иностранных языков, МБОУ гимназия имени Героя Советского Союза И.М.Макаренкова сльговка Добринского муниципального района Липецкой области

Аннотация

Основной целью введения метода проектов в начальную школу является развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять материал и доносить его до заинтересованной аудитории; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

В современном обществе особое внимание обращается на различные аспекты развития личности, способной «жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество» [1].

Сегодня нужны специалисты, способные работать самостоятельно, активно, творчески. Для их подготовки необходима такая организация учебного процесса, при которой растет удельный вес самостоятельной работы учащихся, они сами оперируют учебным содержанием, развивая не только свои интеллектуальные и творческие способности, но и личные качества.

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире [6].

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности: учебную, трудовую, исследовательскую; обладать критическим мышлением, а также опытом творческой деятельности. Он должен уметь пользоваться новыми информационными технологии, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, быть патриотом своей страны и гражданином мира. Новый стандарт выступает развивающим инструментом развития личности ребенка.

Я.А. Коменский писал в своих трудах: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». Простое заучивание фактов и правил неактуально сейчас, важно уметь применить эти знания на практике, в повседневной жизни.

Одним из эффективных методов, позволяющих реализовать данную цель, является метод проектов. Известно, что метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта[3].

Проект дает учащимся возможность выразить свои личные идеи в удобной и творчески продуманной форме. В ходе выполнения проекта обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, что является необходимым компонентом образования в настоящее время. И в процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как члена проектной группы.

Необходимо с первого класса приучать детей к самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить их мыслить, принимать правильные решения в определенных ситуациях, используя наглядность, образец, опору. Здесь можно вспомнить слова К.Д. Ушинского, которые не утратили свою актуальность: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Основной целью введения метода проектов в начальную школу является развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять материал и доносить его до заинтересованной аудитории; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи [4, с.28].

Поэтому при использовании метода проектов необходимо соблюдение ряда требований: практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта. Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения: Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»); Обсуждение возможных источников информации, оформление результатов; Собственно работа над проектом; Защита проектов с оппонированием со стороны всех присутствующих. По типологическим признакам проекты делятся на: исследовательский, творческий, игровой, информационный в зависимости от метода или вида деятельности; монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект по предметно – содержательной линии; с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта) по характеру координации проекта; внутренний и международный по характеру контактов; личностные, парные, групповые по количеству участников проекта; краткосрочный, средний, долгосрочный по продолжительности проекта.

В практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.

Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности участников (конференции, диспуты, соревновния, экскурсии…) и формы представления результатов (презентации на родительских собраниях, праздниках, выставки творческих работ, праздники…) [7, с. 29].

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, так как в это время у детей развивается воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируется умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Так, например, второклассники, изучающие немецкий язык, на протяжении первого полугодия готовятся к «Празднику алфавита» (долгосрочный проект) или к празднику «Прощай, второй класс!», который желательно провести в конце учебного года. Основная задача каждого проекта — смотр достигнутого, что означает подготовку выступления на немецком языке: чтение наизусть рифмовок, считалок, разыгрывание сценок, пение песенок с танцами, рассказы о себе, о своих друзьях. Это предполагает сочетание работы над немецким языком с эстетической и трудовой деятельностью. Ориентация на праздник как итоговое мероприятие мотивирует школьников, развивает инициативу, творчество. Важно найти подходящие роли для каждого ребенка, учитывая его возможности, желания, способности. Такая проектная деятельность предусматривает работу в сотрудничестве, что помогает развитию взаимопомощи, толерантности, чувства ответственности, включению иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности. На праздник приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители, друзья, что придает смотру достигнутую социальную значимость [2].

Конечно, очень важен продукт проектной деятельности, но еще более важен ход мыслительной деятельности детей, поиск путей и способов решения проблемы, приобретенные в ходе работы знания и умения, сотрудничество и умение работать в группе. В ходе работы над проектом учитель приучает учащихся к самоанализу и рефлексии в конце каждого шага: — Насколько важно было твое участие в проекте? — Что тебе удалось сделать на этом этапе? Что не получилось? Причина? — Чему научился сам и чему можешь научить других? Такие вопросы заставляют детей быть ответственными, осознавать важность своей позиции в группе, добиваться решения поставленных задач. Таким образом, работа над проектом является эффективным средством развития и воспитания детей [3].

Как же обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

Провести подготовительную работу.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Создать группу не более 5-7 человек.

Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Для педагогов – руководителей проектов необходимо соблюдать простые правила: — Стараться подходить ко всему творчески. – Ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не на результат. – Стараться развить в каждом ребенке его наклонности и способности. – Помогать детям действовать независимо. – Оценивая, помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. – Помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно. – Не сдерживать инициативы детей. Приучать к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

И самое главное правило, о котором должен помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся» [7, с.70].

Проектная работа – это не просто один из современных методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в проектной работе, — наличие у них потребности узнавать новое и организовывать свою деятельность. Методика учебного проекта расширяет кругозор школьника, вооружает их универсальными способами учебной деятельности, формирует социальный опыт в труде и общении [5].

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Библиография

Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного образования // Иностранные языки в школе. -2005. — №8.

Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В. Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2011.- с.21.

Борисова Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2012. — №5.

Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностранные языки в школе. – 2004.- №2.- с. 28-32

Липецкий институт развития образования. Региональное образование: современные тенденции. 2012 — №1(16). – с.113.

Медведев Д.А. «Наша новая школа» http:// президент.рф/ new/6683

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк: ЛИРО, 2012.






See also:
Яндекс.Метрика