творческий отчет зам директора по ВР для аттестации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Восток

Использование ИКТ

в воспитательной работе

Буркова Майя

Валерьевна

заместитель директора

по воспитательной работе

2011г

Содержание

Информационная справка, содержащая сведения об образовательном учреждении………………………………стр. 3

Актуальность…………………………………………………стр.

Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом школы………………………………………………………….стр.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе…………………………………….стр.

Про

Результативность воспитательной работы………………….стр.

Вывод ………………………………………………………….стр.

Приложение ……………………………………………………стр.

Информационная справка, содержащая сведения об образовательном учреждении.

Название (по уставу)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Восток ГО «Поронайский» Сахалинской области

Тип и вид

Общеобразовательное учреждение.

Организационно-правовая форма

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (СОШ)

Учредитель

Администрация ГО «Поронайский» Сахалинской области

Год основания

1966

Юридический адрес

индекс 694201 Сахалинская область, Поронайский район, с. Восток, улица Гагарина, дом 6-а.

Телефон

8-42431-9-85-65

Факс

9-85-65

E-mail

ps_vostok@ mail.ru

Адрес сайта в Интернете

vostok1.xclan.ru

Должность руководителя

Директор школы

Фамилия, имя, отчество руководителя

Сорочкин Виктор Леонидович

ИНН / КПП

ОГРН 1026500915100 от 09 февраля 2001г. ИНН 6507005705

Банковские реквизиты учреждения

УФК по Сахалинской области ( ФО 07, Территориальное управление села Восток администрации городского округа «Поронайский» лицевой счет 03303004050)

БИК 046401001

Счет № 40204810301260000013

ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г.Южно-Сахалинск.

Лицензия (дата выдачи, №, кем выдано)

серия А №336242 выдана 06.04.2010г регистрационный номер 78-Ш, действительна до 06.04.2016г мсинистерством образования Сахалинской области

Аккредитация (дата выдачи, №, кем выдана).

свидетельство о государственной аккредитации серия 65 № 36 выдано 02.12.2007г регистрационный номер 567, действительна до 29.11.2012г департаментом образования Сахалинской области.

Формы ученического самоуправления

Совет старшеклассников

Формы государственно-общественного управления.

Попечительский совет школы с 2005

Актуальность.

Информационно–коммуникационные технологии помогают осуществить личностно–ориентированное образование и воспитание учащегося, которое будет способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала. Но нужно учитывать и то, что какими бы свойствами ни обладало то или иное средство воспитания, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности воспитательного процесса, обусловленные определенными целями воспитания.

С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критерии эффективности использования

ИКТ в воспитательной работе.

экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом);

наглядность (обозримость) — особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея «История школы», НОУ.

Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом школы.

Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления — условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления воспитательным процессом в школе положены Закон РФ «Об образовании», Устав школы, нормативно-правовые документы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новыми Информационно Коммуникативными Технологиями.

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

полный охват направлений работы;

координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

использование в управлении школой современных информационных технологий;

оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления воспитательным процессом *, в которой выделяется 3 уровня управления:

Первый уровень- заместитель директора по ВР, входящий в состав администрации. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Второй уровень — методическое объединение классных руководителей, социально – психологическая служба школы, дополнительное образование, а так же, педагог — организатор. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Третий уровень — учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В структурных связях принципиальным является единство управления — соуправления — самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу «власть — подчинение».

В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе — основной критерий оценки эффективности системы управления.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и  традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школы качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов.

 Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Для внедрения ИКТ в воспитательный и учебный процесс в нашей школе имеется мультимедийный кабинет, способный выполнять многие задачи, в том числе и стать школьной мультимедийной студией.

Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом.

Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.

Контрольная функция — контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.

Методическая функция — поиск и сбор информации в помощь классным руководителям ( сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей ( памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с

семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайте школы начал работать раздел «Для Вас, родители». ( приложение 1)

Организация каникулярной занятости учащихся сегодня в нашей

школе просто невозможна без  ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря и ведением персонифицированного учёта занятости детей в каникулы. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.(приложение2)

Профилактическая работа в школе напрямую связана с

пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.

При организации физкультурно-оздоровительной работы

потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.

Соуправление ученическое и родительское также представляет

перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка мероприятий, анкет, обработка  информации, своевременное информирование о деятельности и результатах работы – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Современная работа классных руководителей не представляется

без использования ИКТ. Компьютер используется как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях при подготовке классных мероприятий, родительских собраний и др. В школе активно внедряются электронные журналы классного руководителя ( приложение3), которые можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности класса. Обобщение опыта работы классного руководителя.

За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе — нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Тем не менее, в методических рекомендациях, утвержденных Приказом Министерства образования науки России от 3 февраля 2006 г под №21, четко определены функции классного руководителя. Изучив данные функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.

При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей — это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.

К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, участие в общешкольном мероприятии «Лучший классный коллектив».

Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися.

Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

ИКТ как средство обеспечения наглядности : презентации и

другие демонстрационные формы, срочное фото, школьные газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в массовых мероприятиях.

Компьютер как средство хранения информации – базы данных,

фото- и видеоархивы, электронные музеи. (приложение4)

Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта, скайп,

форумы и т.п. (приложение5)

Методические разработки и другие материалы

Результативность воспитательной работы.

Результатом работы можно считать разработку, внедрение,

апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы — формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией — создаются условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благоприятная внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя, функционирует,( еще не в полной мере) ученическое самоуправление.  (приложение6)

Вывод

Таким образом, использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.

Перспективы использования ИКТ в воспитательном процессе

Электронные творческие отчеты классных руководителей.

Полное внедрение и использование электронных классных журналов.

Размещение и обмен методическими материалами для классных руководителей на школьном сервере.

Создание электронного портфолио каждого класса.

VI. Приложения

8. наработанные практические материалы (нормативно-правового, организационного, контрольно-диагностического, планово-прогностического, информационно-аналитического характера), иллюстрирующие работу по данной теме.






See also:
Яндекс.Метрика