Тубанаевская церковь


Районная научная краеведческая конференция учащихся ОУ

Спасского муниципального района

« Мой Спасский край – святой Руси начало. »

МБОУ Новоусадская основная общеобразовательная школа

« Возрождение храма Вознесение Господне в селе Тубанаевка

Спасского района. »

Автор: Шумилина Елена,

ученица 7 класса

Научный руковоитель:

Ноздрина Наталья Николаевна,

Учитель истории

с. Спасское 2011г.

План

Введение…………………………………………………………………….с. 3

Есть храм – есть село…………………………………………………… с 3- 5

1.1Прошлое села и церкви………………………………………………….с. 6- 9

1.2 Церковь в наши дни………………………………………………….с.10- 12

4. Заключение…………………………………………………………………с. 13

5. Список литературы……………………………………………………… ..с. 14

6. Приложение 1…………………………………………………………… ..с. 15

Приложение 2 ……………………………………………………………… ..с.16

Приложение 3……………………………………………………………… .. с. 17

Введение.

Еще 20 лет назад трудно было предположить, что умирающие деревни, в одночасье ставшие убыточными и никому не нужными, вдруг потихоньку, без всяких указаний сверху, начнут свое возрождение.

Причем духовной или, как раньше бы сказали, идеологической основой возрождения станет храм. О том, что это действительно так, красноречиво свидетельствует опыт миссионерской деятельности инициативной группы по возрождению храмов Нижегородской епархии.

Среди нижегородских храмов, приспособленных в советское время под хозяйственные нужды, за которые незаметно, но неотступно сражались с различными ведомствами инициативные горожане во главе с Ириной Беспаловой, — нижегородские церкви: Сергиевская, Вознесенская, Алексеевская….

Последнее время группа занималась вопросами возвращения домовых церквей, которые, являясь частью помещений светских организаций, казалось, навсегда утратили возможность вернуть свое забытое имя. Стараниями Ирины Алексеевны и ее помощников в домовых церквах стали проходить молебны и крестные ходы, появились стенды, рассказывающие об их истории, благотворителях и прихожан.

По благословению владыки Георгия в этом году группа помогает возрождать недействующие храмы селянам.

Многие люди относятся с равнодушием к тому, что наши села и деревни распадаются, но мало тех, кто неравнодушен сегодня к проблеме исчезновения с лица Земли русских сел и деревень – Малой Родины наших великих предков – и разрушения, сохранившихся до наших дней, но оставшихся без приходского участия, без ухода и попечения храмов и церквей, настоящих памятников архитектурного и культурного наследия.

В мае 2011года на общем собрании жителей села Тубанаевка было принято решение о восстановлении храма.

Было получено благословение Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия на создание прихода.

Тогда с большой надеждой просили откликнуться всех кого волнует эта проблема, кто может помочь советом или как оказать конкретную помощь в содействии по восстановлению храма в селе Тубанаевка Спасского района Нижегородской области.

Любой совет – с чего начать, куда и к кому обратиться, как все организовать и объединить людей – будет полезен.

Таким образом, данная работа посвящена истории села и церкви, возрождению храма.

Исходя из этого вытекает цель работы- изучить историческое прошлое и настоящее церкви и сформировать целостное представление об этом храме.

Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:

Выявить интерес к истории села и церкви, интерес к национальной культуре.

Способствовать сохранению и распространению духовных ценностей храма.

Воспитывать любовь к родному краю, селу и церкви.

Актуальность – данная тема в настоящее время актуальна тем, что большинство людей утратили веру в бога, разрушены и забыты храмы и церкви, памятники архитектурного и культурного наследия малой родины.

Надо стремиться к возрождению и восстановлению храмов, тогда и люди будут по другому смотреть на мир, с добротой, пониманием и любовью относиться друг к другу. Недаром бог призывает любить себя и своих близких.

История нашего села будет сохранена для потомков, благодаря научным трудам кандидата исторических наук Сергея Михайловича Ледрова

( уроженца села Тубанаевки ). В нескольких книгах он изложил историю Спасского края, объединил исторические, архивные и исследовательские данные своих предшественников в одно целое.

Объект исследования – восстановление и обустройство церкви.

Предмет исследования – добровольное пожертвование, различные церковные принадлежности.

В процессе работы использовались методы исследования:

— анализ и синтез

— исторический метод.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

В главе 1 рассматривается историческое прошлое села и церкви.

Во 2 главе исследуется церковь в наши дни.

В заключении подводятся основные итоги исследования.

Есть храм – есть село.

1. 1. Прошлое села и церкви.

Первые упоминания о деревне Тубанаевке относятся к XV11 веку. По преданию, первые крестьянские избы появились на Ключиках — трех родниках, бьющих в овраге, расположенном позади улицы Верхней .Позже стала заселяться территория улиц Верхняя и Нижняя ,из которых и состоит современная Тубанаевка, расположенных по берегам реки Гремячки .Она вытекает из Лесного озера, находящегося к югу от села ,и по пути подпитывается водой из Гремячего ключа .Протекая вдоль всей Тубанаевки, Гремячка уже к северу от нее впадает в Ватраску.

Главным занятием населения деревни было земледелие .Но доходы от него не обеспечивали прожиточный минимум традиционно больших по численности крестьянских семей .К тому же крестьянам нужны были деньги и для уплаты оброка .Все это дало толчок к развитию здесь отрасли промышленности, связанной с переработкой животного сырья, кож кров и лошадей .

Дела торговые вынуждали тубанаевцев общаться со сторонними предпринимателями, многие из которых были старообрядцами (раскольниками). Раскол в Русской православной церкви произошел в середине XV11 века, когда патриарх Никон решил унифицировать изменившиеся за столетия русские религиозные обряды и вернутся к обрядности греческой (византийской) церкви. Часть верующих не приняла нововведений и осталась верна старой вере, отколовшись от сторонников реформ. Внешние различия между раскольниками и никонианами проявлялись в следующем: первые продолжали креститься двумя перстами, делать земные поклоны, совершать крестный ход по солнцу ;вторые перешли к трехперстному крестному знамению ,поясным поклонам и двигались против солнца .

Старообрядцы, проживающие в то время на территории современного Спасского района, относились к четырем течениям старообрядчества :единоверцы —формально подчинившиеся РПЦ ; Белокриницкая (Австрийская) община —крупнейшая старообрядческая поповская (т.е.признающая институт священства)церковь ;Поморское согласие и Спасово согласие (нетовщина).

Староверы обосновавшиеся в Тубанаевке, относились к сторонникам Спасова согласия .Несколько человек примкнули к поморцам .

Спасово согласие (нетовщина) возникло в конце XX11 века в Нижегородском Заволжье ;спасовцы не верили в спасительную силу святых таинств и отвергали их ,уповая лишь на милость Спаса (Христа),так как путь спасения ,по их мнению, известен только ему ;спасовцы отрицали духовенство ,таинства и храмы ,говоря всему этому :»Нет ,нет ,нет «—за что и получили название нетовцы .

Поморское согласие — наиболее ортодоксальное течение в старообрядчестве; возникло в XV11 в. в Поморье; поморцы являлись беспоповцами ,отрицавшими институт священства и церковную иерархию ;богослужение у них вели выборные наставники .Поморцы отличались строгой набожностью ,не употребляли хмельных напитков, питались только из своей посуды . Официальное православие старообрядцев не жаловало .

Священник монастырско- ватрасской церкви писал в 1860 ,что в его приходе «раскольники Спасова согласия в вероучении своем имеют внутреннее глубокое убеждение, а потому они упорны и непреклонны до фанатизма, питают к церкви чувства самые враждебные ;они приемлют от нее крещение в качестве необходимости, в случае возможности избегают брака « т.е.венчание в церкви Спасовцы ,как и поморцы ,вели затворнический образ жизни,принимали пищу, приготовленную только единоверцами .Не употребляли чай и картофель.

Быстрое увеличение числа старообрядцев в Тубанаевке и стало одной из причин строительства там приходской церкви.

Деньги на возведение храма и приобретение для него имущества пожертвовал кожевенный заводчик (по официальным документам государственный крестьянин) Андрей Иванович Токарев.

Церковь была построена в 1860—62 годах. Церковь построена по архитектурному типу «корабль» : с объединением в общее строение алтаря, молельного зала, трапезной и колокольни над западным входом ,расположенных строго по оси. Молельный зал церкви имеет кубическую форму ,завершенную каноническим пятиглавием .Колокольня представляет собой распространенную в России форму культовой архитектуры —«восьмерик на четверик» (восьмиугольное сооружение на четырехугольном основании) ,завершением служит высокий шатер .

Церковь имеет три престола: Вознесения Господня ,в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая .Престолы освящены: Вознесения — 3 июня 1866 г., Покрова Пресвятой Богородицы — 30 сентября 1862 г., Святителя и Чудотворца Николая — 28 сентября 1863 г.

Причт состоит из настоятеля и исполняющего должность псаломщика. Первым священником Вознесенской церкви села Тубанаевка был Василий Григорьевич Соловьев ,за плечами которого имелся 20 —летний опыт службы в церквях Нижегородской епархии .Он должен был « своею примерною доброю нравственностью заслужить доверенность своих новых прихожан » и вернуть отступников в лоно официальной церкви .С помощью доходчивых проповедей ему удалось добиться раскаяния части отступников официального православия. Так, к началу 80—х годов X1X века число старообрядцев среди тубанаевцев сократилось до 84 человек. В начале 60—х годов их было 120 человек .

Деятельность настоятеля не ограничивалась только совершением церковных треб и произнесением проповедей. В.Г. Соловьев , с самого своего приезда в село, занимался обучением небольшого количества крестьянских детей .Обучение проводилось на безвозмездной основе .А в 1884 году в доме священника была открыта Тубанаевская церковноприходская одноклассная школа .Обучение вел сын Василия Григорьевича—сменивший отца на посту настоятеля храма ,а помогала ему в этом жена Елизавета Александровна .Через пять лет школа стала располагаться в церковной сторожке .Школу посещали в основном мальчики .

Согласно церковной ведомости при церкви была открыта богадельня на 4 человека. Находящиеся в ней добывали средства существования своими трудами и подаянием.

Деятельность церкви была прекращена в 30-е годы XX века .Когда ,как и большинство храмов в нашей стране ,она была к сожалению закрыта .

70 лет Вознесенская церковь села Тубанаевка простояла закрытой, но находилась под присмотром жителей села и по благоприятным стечением обстоятельства сохранилась до наших дней почти полностью, имея лишь небольшие разрушения внутри. Но сейчас над зданием церкви нависла угроза полного разрушения, т.к. износилось покрытие крыши (крыша и купол были вновь перекрыты в 1980 – е годы) и протекает в нескольких местах, что тут же приводит к протекам внутри здания и исчезновению сохранившихся фресок и убранств. Также зданию угрожает разрушение от основания деревьями и кустарниками, прорастающими прямо из-под фундамента по всему периметру. Начала разрушаться каменная ограда вокруг церкви, которая продержалась столько лет.

2.2. Церковь в наши дни.

На сегодняшний день коренное население Тубанаевки насчитывает около 200 человек, в основном это люди пожилого возраста и несколько молодых семей, которые заняты трудом на личном подворье. Дети учатся в соседних деревнях, магазин только привозной с машины. Но по прежнему над деревней величаво возвышается каменная церковь, и видно нашу церковь далеко за пределами села. Как выгодно когда-то выбрали место для неё наши предки. Несколько раз люди затевали восстановление нашего храма, но пока безуспешно. Несколько лет назад под руководством молодого батюшки, который временно служил в Ватрасской церкви, жители Тубанаевки с большим энтузиазмом наводили порядок внутри здания Храма отслужили молебен. Но батюшка уехал из наших краев, а церковь вновь осталась закрытой в ожидании своего возрождения.

Как уже было сказано, в мае 2011 года на собрании было решено начать восстановление храма.

Многие жители говорили ничего не получится ,много надо средств, да никто не будет этим заниматься, надо было раньше храм восстанавливать.

Тем не менее, на первый субботник пришло много желающих. Мужчины вырубали деревья, носили мусор, а женщины и ребятня согребали его.

В решении многих вопросов по восстановлению церкви нужно было выбрать старосту и группу актива, которая помогала бы ей. За этим дело не встала, на это сразу согласились односельчане.

В мае этого же года в церковь прибыла группа миссионеров, которая занимается возрождением храмов Нижегородской епархии.

К их приезду собрались не только жители села, но и из близлежащих сел. Миссионеров ждали долго, но народ не расходился. Все говорили наверное не приедут, забыли, у них наверное есть дела поважнее.

Но вдруг в начале улицы жители увидели автобус, на котором и держали путь миссионеры.

В это мгновение было как- то волнительно и необычно. У некоторых жителей наворачивались слезы, только от того, что к нам приехали люди, которые могут помочь в восстановлении храма.

Проведя небольшое собрание, миссионеры вместе с жителями прошли в здание храма. Все были настолько удивлены и восхищены красотой церкви. Как говорилось ранее, здание практически не разрушилось, на стенах сохранились фрески, лишь частично не видны в некоторых местах. Сохранилась голгофа, которая как сказали миссионеры сохранена не во всех храмах.

После наставлений и советов этой доброй группы было решено сохранить наш храм, есть храм – есть село.

По началу добровольцы, которые принимали активное участие в уборке храма, не знали с чего начать, но потом как будто все пошло по расписанию. Церковь освобождали от ненужного мусора, накопившегося за все это время, от ненужных и гнилых вещей, протирали пыль, мыли и.т.д .Одним словом, делали все, что было по силе.

Кто- то восхищался этим благим делом, кто- то был рад, кто – то получал душевное удовлетворение в этом благом деле, а кто – то просто со стороны говорил что ничего не получится, оставаясь равнодушным.

Жители села, дачники, приезжие несли все что нужно было для первого времени в храм, не жалея ничего. Все для нас, для бога, говорили прихожане, лишь бы не было напрасно.

За лето многое что изменилосьв жизни церквки. Территория при церкви благоустроена, вырублены кустарники и деревья, посажены цветы, восстановлено прицерковное кладбище.

Внутри церкви стало как – то уютно, когда находишься в ней, ощущаешь какоето спокойствие, радость, тепло.

По началу каждый праздник батюшка пиезжал сюда на молебен, а затем почти каждое воскресенье. Жители с радость и желанием шли в храм. Порадоваться и посмотреть что сделано своими руками в благоустройстве. Говорили хорошо, что в нашем селе есть церковь, не идти, не ехать никуда не надо чтоб помолиться, помянуть своих родных.

Благодаря храму жители узнали, сколько есть на свете добрых людей: все помогают, кто деньгами, кто руками. Сейчас первоочередная задача – восстановление кровли. Средства собираются, мастера есть.

Зимой тоже планируются проводить богослужения, приобретем какую – нибудь современную небольшую печь, сказала староста Вознесенской церкви. Окна приводятся в порядок, нижние рамы уже вставлены – и не какими – то заезжими мастерами, а местные жители просто пришли и совершенно безвозмездно все сделали.

В настоящее время заменен центральный купол. Работы были проведены на пожертвования прихожан церкви.

В 2010 году в нашей деревне был проведён газ. На такое чудо коренное население даже и не надеялось. Так может по Благословению Божьему сумеем и храм восстановить, и не исчезнет наша деревня, и вернуться люди в дома свои на землю, откуда корнями произошли. И оживёт деревня благими делами жителей своих и краше прежнего заблагоухают сады в этих местах и будет обрабатываться земля, а наша церковь всегда будет величаво возвышаться и охранять этот пятачок Земли русской.

Заключение.

Объединенные одним общим делом люди стали другими, наверное ,можно сказать добрее, поменялось мировоззрение человека, по другому стали смотреть на окружающий мир. Все это произошло за какое- то короткое время. В настоящее не легкое время, многие люди, а зачастую современная молодежь идут на очень страшные поступки, лукавят, сквернословят, не веря в то, что Бог есть. Возрождение храма на сели призывает всех взглянуть на мир другими глазами, особенно молодежь, которая проживает на селе. Сохраним храм – сохраним и село.

В наше маленькое село стали возвращаться его жители. И не только местные. Недавно здесь купила домик одна нижегородская семья. Переехали в Тубанаевку вместе с детьми, потому что, как сказал глава семьи, захотелось быть ближе к храму, ближе к Богу.

В ходе данного исследования был выявлено следующее:

— выявление интереса к истории села и церкви, интерес к национальной культуре;

— способствование сохранению и распостранению духовных ценностей храма;

— воспитание любви к родному краю, селу, церкви.

На основании результатов данного исследования доказано, что

изучив историческое прошлое и настоящее церкви и сформировать целостное представление об этом храме, мы вместе сможем возродить храм, оставив нашим предкам хоть какую – то память нашей Родины.

Список литературы

Нижегородские ведомости ( газета) № 19 ( 208 ) октябрь 2011 года.

Ледров С.М. Два села. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2002. – 95 с., илл.

Ледров С. М. Спасский район вчера и сегодня. Спасское ,1994. – 28 с.

www.dooc. ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3






See also:
Яндекс.Метрика