Трудовые и хороводные песни


Трудовые и хороводные песни

Цель: познакомить ребят с трудовыми и хороводными песнями.

Задачи:

Образовательная: продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной; познакомить учащихся с особенностями трудовых и хороводных песен; расширить знания ребят о злаковых культурах, ввести новое название культуры просо; пополнить знания учащихся о полезных продуктах и правил здорового питания.

Развивающая: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувство ритма;

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, нравственные знания о доброте, взаимопомощи.

Музыкальный материал: попевка «Раз, два – взяли»; РНП «Эй, ухнем!»; РНП «А мы просо сеяли»; РНП «Во поле береза стояла»; Чичков «Ромашковая Русь»; Р. Паулс «Вернисаж».

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, пианола, шумовые инструменты (ложки, треугольники, бубны, маракасы, трещотки, бубенчики), ленты (для девочек), кепки (для мальчиков), муляжи овощей, ложка, поварешка.

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 2)

Мы будем с вами музыку России изучать

Красивую, привольную, земля как наша мать.

Ах, русская, раздольная так песня хороша,

Ведь в ней живет прекрасная народная душа.

И этой песней русскою приветствую вас я.

Введение в тему.

(Слайд 3) Что значит слово фольклор? (народное творчество)

Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.

Вспомните, пожалуйста, какая музыка и почему называется народной, а какая композиторской? (народная – сочинил народ, композиторская – известен автор музыки и слов).

Работа по теме.

Эти песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Какие это песни? (трудовые) (Слайд 4)

Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной.

Самый простой способ организации совместных трудовых усилий заключается в установлении чёткого ритма с помощью словесной команды одного из работающих, например: «Раз, два – взяли!»

♪ Разучить попевку «Раз, два – взяли!» (солист – хор) с мальчиками класса, имитирующими движения лесорубов (> — это сигнал к выполнению трудового действия).

Плечами, грудью и спиной

Тянул он баржу бечевой,

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

ХрипяДубинушку» стонал…

Н.А. Некрасов

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков. (Слайд 5)С ранней весны они собирались артелями (добровольные объединения людей для совместной коллективной работы) и тянули баржи по берегам Волги. Так возникли бурлацкие песни, в которых выражена могучая сила духа, сила воли русского народа и одновременно изображён тяжёлый, изнуряющий шаг бурлаков.

(Слайд 6) ♪ РНП «Эх, ухнем»

Сейчас за окном осень – время сбора урожая и в это время тоже пелись трудовые песни.

А знаете ли вы, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, фрукты, ягоды) (Слайд 7)

Не зря деревенские парни были все сильные, ловкие, румянец во всю щеку, а девушки были красавицы писанные. Ведь ели то они самые полезные витаминные продукты! А вы кушаете полезные продукты?

Покажите нам, ребята, что нужно делать, чтобы никогда не болеть.

♪ Сценка «Не болейте никогда, ешьте овощи всегда!»

(Слайд 8) В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами.

В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках так же пелись хороводные песни.

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пироги, яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.

Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить 2 группы: хороводы-игры и хороводы-пляски.

Сюжеты хороводов – игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая.

Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

Элементы театрального действия заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актёров», которые в середине круга показывали действие. Действие часто разыгрывалось всеми участниками хоровода.

Ребята, обратите ваше внимание на доску, сможете ли назвать эти растения? Рожь – из нее пекут серый хлеб, пшеница – булочки, белый хлеб, батон. А что вот это за злак, кто знает?

Сообщение Ани. Молодец Анюта, спасибо за такой хороший ответ, вот что значит читать много книжек!

Словарная работа. Просо – однолетнее злаковое растение, теплолюбивое, яровое, засухоустойчивое, жаростойкое растение.

(Слайд 9) ♪ РНП «А мы просо сеяли».

Класс делится на 2 группы (девочки и мальчики) и встают друг против друга. Продвигаясь то вперёд, то назад группы поют:

1.А мы просо сеяли, сеяли. Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

2.А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

1.А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать?

2.А мы коней выпустим, выпустим. Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим!

1.А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем. Ой, Дид Ладо, в плен возьмем, в плен возьмем!

2.А мы коней выкупим, выкупим. Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим!

Не всегда хороводы – это быстрые, задорные песни. Для медленных хороводных песен характерны широкие и плавные напевы с выразительным распевом слогов. И примером такой песни служит всеми нами знакомая с 1 класса РНП «Во поле берёза стояла».

♪ РНП «Во поле берёза стояла»

Пропеть 3 куплета, вспомнить игру на шумовых инструментах, присоединить хоровод.

В завершении урока я хочу вас познакомить с танцевальным ансамблем «Березка» и предлагаю посмотреть запись с концерта – хоровод «Во поле берёза стояла». (Слайд 10)

Итог урока, выставление оценок.

Итак, давай те вспомним:

С какими жанрами народных песен вы познакомились (трудовые, хороводные) и значит тема нашего сегодняшнего урока? (трудовые и хороводные песни) (Слайд 11)

Мелодии каких народных песен сегодня звучали на уроке («Эй, ухнем», «А мы просо сеяли», «Во поле берёза стояла»).

Именно эти песни, не смотря на свой возраст, остаются не только в памяти народной, но и в наших душах. Говорят, на земле существуют волшебные ключики, открывающие сердца. И один из ключиков – это добрая, задушевная песня.

Ребята, подскажите, что нам с вами помогало еще на уроке, какие ключики? (доброта, дружелюбие, взаимоуважение, трудолюбие, сплоченность, коллективизм, взаимовыручка) (Слайд 12)

Всем спасибо за урок, до свидания. (Слайд 13)






See also:
Яндекс.Метрика