Трудовое воспитание в семье


Трудовое воспитание в семье.

Собрание – практикум.

«Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья,

а приготовлять к труду жизни.

Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;

оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К.Д.Ушинский).

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. В организации работы с семьями учащихся школа исходит из единства задач, решаемых тем и другим коллективом при достижении цели всестороннего гармонического развития личности.

На необходимость укрепления всесторонних связей семьи, школы и общественности обращается особое внимание в нормативном документе РФ №176 от 01.06.12 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями – это очень важная и, пожалуй, наиболее трудная задача школы. Мой педагогический стаж составляет двадцать пять лет. За годы своей работы я убедилась, что работа с родителями учителю просто необходима.

Одно из условий дальнейшего совершенствования нашего общества — воспитание у всех граждан уважения и любви к общественному полезному труду, психологической готовности выполнять любую нужную для общества работу. Уже с начальных классов соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся в систематический, организованный , посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд.

Трудовое воспитание – одна из важнейших сторон подготовки обучающегося к дальнейшему обучению и трудовой деятельности. Однако, как показывают мои наблюдения, не все родители понимают роль труда в развитии и воспитании детей. Так, в некоторых семьях недостаточное внимание уделяется труду по самообслуживанию, который является одним из важнейших видов труда младших школьников. Из посещений семей учащихся видно, что часть родителей затрудняет создание условий, необходимых для трудового воспитания детей. В недостаточной мере владеют родители методикой воспитания у детей любви к труду, уважения к труду взрослых, профинформационной работы.

Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предусматривает объединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

А.Макаренко отмечал, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа состоит не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

Формами связи и сотрудничества школы и семьи являются университеты и педагогические лектории для родителей, консультативные пункты, индивидуальные консультации. И всё же важнейшая из этих форм – родительское собрание. Именно на родительском собрании, на которое приглашаются родители всех обучающихся класса, обсуждаются наиболее актуальные вопросы учебно – воспитательной работы, намечаются пути устранения недостатков воспитательной работы, рассматриваются теоретические вопросы, происходят тренинги, дискуссии, проводятся деловые игры, кроме того, родителей привлекают к участию во внеклассных мероприятиях.

Хочу поделиться с вами, дорогие коллеги, тем, как прошло у нас в классе родительское собрание на тему « Трудовое воспитание в семье». Собрание прошло в форме практикума для родителей.

У каждого человека есть врождённая потребность в действии, активности. Но чтобы эта потребность приобрела характер трудовой активности, требуются немалые воспитательные усилия. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.»

Тема собрания « Трудовое воспитание в семье» была выбрана не случайно. Дело в том, что очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества обучающегося, развивать умение преодолевать собственную лень. Всё это залог психологической готовности ребёнка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счёта, письма. Воспитанник, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе .

Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребёнок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако, нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность малыша (он далеко не всё может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребёнком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребёнка иждевенчество, эгоизм, лень. Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша – так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребёнка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие.

Но как же претворить в жизнь эту нелёгкую задачу»?

Все родители, пришедшие на собрание, рассаживаются по группам. Каждой группе предлагается тот или иной вопрос по теме. Даётся время на обсуждение его в группах, а потом родители высказывают свои суждения по предложенным вопросам.

1 – я группа отвечала на вопрос: « Как в вашей семье ребёнок соприкасается с трудом?»; 2 – я группа «Значение родительского примера в трудовом воспитании (примеры как положительные, так и отрицательные)»; 3 – я группа «Труд : необходимость или обязанность?»; 4 – я группа «Проблема поощерения, принуждения, наказания в семье».

В процессе дискуссии звучали различные мнения, высказывания. Первый вопрос не вызвал затруднения. Родители рассказывали, чем занимаются сами, как дети им помогают. Пришли к выводу, что на данном этапе труд носит, в основном, эпизодический, а не систематический характер.

Накануне собрания на уроках рисования дети изобразили, как они помогают родителям дома. Поэтому наглядно было видно, чем они занимаются. Говоря о роли родительского примера, отметили его воспитательную направленность.

Ответ на вопрос : «Кем работают твои родители?» вызвал у большинства ребят затруднения. Немногие знают, чем заняты родители на работе, кем они работают. Это отмечают многие учителя. Знания о содержании труда родителей повышают авторитет мам и пап в семье, вызывают уважительное отношение к людям труда.

Третий и четвёртый вопросы тесно связаны между собой, и по ним прозвучало особенно много высказываний. Наши родители сделали вывод, что уважительная оценка, доброе слово, сочувствие, улыбка – всё это помогает побудить в душе ребёнка внимательное и благодарное отношение к труду.

Некоторые родители честно признались, что они пытаются бороться с ленью у детей с помощью принуждения. При этом они стыдят ребёнка, упрекают, не осознавая, что унижают его достоинство, вызывают у него завистливую враждебность к тем мальчикам и девочкам, которых ставят ему в пример. Такое «воспитание» только усугубляет зло. Порой воспитанник убеждается в последствиях лени на собственном опыте: «Я оставила куклу на полу, а потом сама нечаянно наступила на неё». Или: «Не уложил с вечера учебники в рюкзак – утром опоздал в школу».

Родители сошлись во мнении, что залогом успеха будет выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные дела, важные для всей семьи, никто, кроме него, не сделает, вооружает обучающегося осознанием собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, обучающиеся должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать ребёнка труду, учитывая его склонности.

В конце собрания все пришли к заключению, что готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по – своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

Вот так прошло у нас собрание. Я испытала большое чувство благодарности всем родителям. Собрание ещё раз показало, что использование различных форм работы и общения полезно всем – педагогу, обучающимся и их родителям.

Литература:

1. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: 1999 г.






See also:
Яндекс.Метрика