Трудовое обучение Школа 8 вида


Трудовое обучение (школа 8 вида)

Особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

проявляющиеся в трудовой деятельности

Неумение организовывать свою трудовую деятельность

не умеют организовано вовремя прийти на занятие

не умеют самостоятельно разложить и подобрать инструмент

не могут подготовить необходимый материал к работе

не умеют сократить время на подготовительные работы

нет стремления, перевести процесс труда в игру

с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой

не умеют оценивать свои возможности и содержание своей деятельности

Недостатки, связанные с интеллектуальной деятельностью

не усваивают сведения теоретического материала полностью

при анализе образца не выделяют главное и существенное

не умеют планировать свою работу и контролировать в ходе выполнения

Если не руководить детьми – поделка не получится.

Неумение учащихся быстро и качественно усваивать приёмы работы

учить усваивать двигательную программу и осмысливать условия, какой приём должен применяться

одни слабо усваивают двигательную программу, другие не могут применять данный приём в данных поделках

недостатки в развитии речи является большим тормозом в обучении учащихся труду, а урок труда даёт большие возможности для развития речи учащихся

Этапы трудового обучения

Общая задача – подготовка обучающихся к жизни и труду.

I этап – трудовое обучение в 1 -3 классах

II этап – общетехнический труд 4 класс

IIIэтап – профессионально-трудовое обучение 5-9 классы

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду

состоят в следующем:

Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные, достигаемые в результате длительной работы. Если конкретные цели на каждом занятии могут меняться, то общие остаются неизменными для целого ряда занятий. В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний навыков: первоначальное ознакомление, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка устойчивых привычек.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

Чтобы достичь поставленных целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей. Завышение и занижение объема материала дает одинаково отрицательный эффект. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждое занятие, должен быть целостным по содержанию и иметь логическую законченность.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое

занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут наиболее эффективны. Иногда содержание занятия диктует необходимость выбора тех или иных методов.

5. Рациональное использование учебного времени. Данное требование имеет особое значение на уроках труда, так как учащиеся приобщаются здесь к практической деятельности, имеющей решающее значение для их будущей жизни и работы. Каждая минута занятия должны быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия, оптимальный для каждого класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять учебное время, необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка к занятиям. Рациональное использование учебного времени предполагает также исключение всех посторонних разговоров, беспричинных отлучек с занятия и всякого рода отвлечений.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения или создания соответствующих организационных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает учитель.

Структура урока для 1 класса

Организация детского коллектива

Сообщение темы и цели

Сообщение или повторение технических сведений +лабораторная работа

Ориентировка в задании

Подготовка рабочего места

Практическая работа детей

Методы:

изготовление поделки одновременно с учителем по отдельным операциям;

выполнение каждой операции отдельно после показа учителем

а+б

планирование детьми ближайшей операции (наглядность – название операций – показ учителем – работа детей)

!!!! Образец с правой стороны, план в течение урока.

Словесный отчёт

Оценка качества работы

Подведение итогов

Структура урока для 2-3 классов

Организация детского коллектива

Сообщение темы

Повторение технических сведений

Анализ образца

Планирование работы над изделием

Показ учителем работы по плану

Самостоятельная практическая работа по плану

Словесный отчёт

Оценка работы

Подведение итогов

ВНИМАНИЕ! ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Рассчитать работу дифференцированно:

2 группа – работает по плану

1 группа – дать другой рисунок

3 группа – выдать готовые заготовки

Список литературы

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. —— 416 с.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.






See also:
Яндекс.Метрика