Трудности первых школьных месяцев и пути их преодоления


Трудности первых
школьных дней
и пути их преодоления.

Автор: Мозговая Н.Л., учитель высшей категории, Новошахтинской общеобразовательной школы-интерната №33

Трудности первых школьных дней и пути их преодоления.

От того, какое впечатление сложится у ребёнка от первого знакомства с педагогом и школой, зависит настроение, с которым он начнёт учебный год. Самая главная задача учителя на этом этапе — создать благоприятные психологические условия для вхождения в мир школы. То состояние, эмоциональный настрой, в котором находиться ребёнок с первых минут, проведённых в школе, будут иметь очень большое значение, они определят во многом его дальнейшее отношение к учёбе, к новой для него позиции школьника. Окружить детей заботой, вниманием, игровым общением необходимо с первой встречи с ним. Очень интересна находка замечательного педагога Ш.А. Амонашвили, письмо будущему первокласснику, с которого я начинаю свою работу с детьми.

Я пишу: «Здравствуй дорогой….

Я твоя учительница. Меня зовут . . . Поздравляю тебя — ты поступаешь в первый класс, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями, и что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. Школа у нас большая. Я буду ждать тебя в классе, буду рада познакомиться с тобой!»

Очень важно до начала учебного года провести экскурсию по школе. Во-первых, детей смогут сопровождать родители (первым не так одиноко и страшно, вторым интересно, где будет учиться их ребёнок); во-вторых малыши придут без школьной формы, их не будет сковывать обстановка торжественности и официальности, присущая 1 сентября. В-третьих, учитель покажет малышам школу, не мешая занятиям и не пугая детей большим количеством учащихся всех возрастов.

Лучшим вариантом организации экскурсии может стать игра-путешествие «По школьной стране». В маршрут путешествия нужно включить те уголки школьного здания, с которыми малыши столкнутся в первые же дни, а так же достопримечательности школы.

В вестибюле школы формируется вагончики поезда, который отправился по школьной стране. Формируют вагончики, стараясь подобрать под один вагон детишек с одинаковыми именами, «проводники» (родители или старшеклассники – организаторы игры). Каждый «вагончик» обозначается цветным флажком. Дети кладут руки на плечи, друг другу и, сцепив таким образом «вагоны», отправляются в путь. (Формирование «вагончиков» по именам детей позволяет уже в этой первой игре знакомить малышей друг с другом).

По тому же маршруту, но с интервалом в несколько минут отправляются и родители, которых будет сопровождать учитель или организатор воспитательной работы в школе. Таким образом, родители имеют возможность не только осмотреть школу, но и познакомиться с педагогами и обслуживающим персоналом.

Ребячий поезд движется в библиотеку. Здесь из-за книжных полок появляется навстречу детям Незнайка и Буратино. Они разыгрывают перед первоклассниками небольшие сценки, вовлекая детей в действие, беседуют с ними о любимых книжках, загадывают загадки и представляют хозяйку «книжного моря» — библиотекаря. Основная мысль разговора – школа, учение – невозможно без книг. Книги могут стать настоящими друзьями тех, кто умеет их читать и беречь.

В кабинете врача детей встречают Айболит и его помощники. Они показывают ребятам сценки о том, как нужно вести себя в школе, чтобы всегда быть чистым, опрятным, здоровым. Айболит знакомит детей со школьным врачом и медсестрой и угощает всех витаминами.

Старшеклассники в роли героев мультфильма «Зарядка для хвоста» встречают малышей в спортзале. Под весёлую песенку из мультфильма дети вместе со «зверюшками» выполняют несложные движения, а потом смотрят, чему можно научиться в школе: мартышка лазает по канату, попугай прыгает в длину, удав демонстрирует гибкость в гимнастическом этюде, а слон силу в поднятии тяжестей. Учитель физкультуры, обращаясь к детям, говорит о том, что если подружиться со спортом, то научишься всему. И даёт малышам задание – обязательно начать свой первый школьный день с утренней гимнастики.

Затем поезд едет по школьным коридорам, чтобы малыши увидели, какая же большая эта школьная страна. Он заезжает в различные кабинеты (биологии, географии, труда и т.д.). Здесь продолжаются встречи со сказочными героями – Самоделкиным, Знайкой, Дюймовочкой и т.д.

В школьной столовой их приветствует Карлсон, который говорит детям о том, как нужно красиво есть за столом, входить в столовую, убирать за собой посуду, знакомит их с поварами и угощают конфетами.

Главный пункт маршрута – будущие владения малышей, здесь дети осматривают класс, игровую, спальную комнаты. В классе можно предложить детям нарисовать рисунки на тему: «Путешествие по школьной стране». Или попросить рассказать ребят о своих первых впечатлениях, о школе.

А в это время родители встречаются с учителем своих детей, решают самые важные организационные вопросы, связанные с первыми днями пребывания ребят в школе.

В такой игре – путешествие не нужно перегружать детей информацией – это только первое знакомство, потом ребята будут ещё не раз «путешествовать» по своей школьной стране.

При подготовке игры путешествия невозможно обойтись без старших ребят, способных организовывать малышей, сыграть роли сказочных персонажей, провести подвижные игры. Эти роли может взять на себя творческая группа ребят разных возрастов или один из старших классов. Проведение игры должно приобрести для старших ребят характер серьёзного задания, открывающего перед малышами двери доброй школы. Беря на себя роль организаторов игры, старшие ребята не должны сковывать малышей им надо дать почувствовать себя в школе свободно. Пусть они всё посмотрят, потрогают, посидят за партами, попробуют писать или рисовать на дочке мелом. Можно провести с ними конкурс рисунков.

Готовясь к 1 сентября, каждый учитель размышляет над тем, как превратить этот день в радостный праздник. Основная тональность этого дня – мажор, доброта, новизна. А чтобы получился настоящий праздник, нужно тщательно продумать и педагогически инструментировать каждый элемент дня, а не только уроки. Чем начнётся первый школьный день? Какие контакты возникнут у малышей с другими учениками школы? Как познакомятся дети друг с другом? Как освоятся с теми вещами, которые в течение многих лет станут их верными помощниками и незаменимыми инструментами учебного труда? Какие школьные правила должны узнать в первый школьный день?

Во многих школах есть хорошая традиция, символизирующая связь поколений: выпускники ведут первоклассников за руки и вместе с ними входят в школу. При этом старшие знакомятся с младшими и дарят им на память красочные эмблемы или значки. Этот момент обычно запечатлевается в памяти первоклассников – он очень значим для них. Посвящать малышей в школьные традиции важно и нужно. Но воспитывающую направленность они приобретают лишь тогда, когда малышам понятен смысл совершаемого действия и если это доставляет им радость.

Первый школьный урок. Он всегда особый. Со своими первоклассниками я всегда провожу тренинг «Давайте познакомимся!». Задачи этого урока: организовать знакомство детей друг с другом и учителем; в совместном осуждении выработать правило «Поднятая рука» для поочерёдного высказывания.

Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам. Учитель приветствует детей: «Здравствуйте ребята! Сегодня вы первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение».

Далее учитель рассказывает о себе: «Меня зовут… Если забудете моё имя, подойдите ко мне и спросите. Я ваша первая учительница. Я мечтала с детства стать учителем. Я люблю… Я не люблю… Самое большое моё увлечение… Мы с вами будем учиться вместе. Я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всём:

От чего бывает гром,

И про север и про юг,

И про всё, что есть вокруг,

Про медведя, про лису,

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

А теперь вы можете задать мне любой вопрос.

Выработка школьного правила

Учитель предлагает познакомиться с ребятами в классе. Говорит: «Сейчас я сосчитаю до трёх, а вы все громко назовёте свои имена. Дети одновременно произносят свои имена, но из-за шума ничего не слышно. Учитель спрашивает детей: почему так происходит? Что делать?»

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучить все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.

Таким образом, учитель вместе с детьми установил новое правило и сразу оговорил его выполнение. Далее учитель просит детей, применив указанное правило, назвать свои имена.

Затем с детьми проводится игра «Имя». Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, называют своё имя. Ребёнок, стоящий вторым по счёту, называет имя соседа, передавшего игрушку, и своё. Следующий ребёнок называет имена первых двух детей и своё и т.д. затем можно перебрасывать игрушку любому игроку, называя его имя.

Далее учитель может провести знакомство в группах. Дети рассаживаются в группы по 3-4 человека и знакомятся друг с другом. Учитель подходит к любому ребёнку, кладёт ему на плечи руки, а все дети из группы называют его имя. Возможны варианты:

Учитель подходит к одному ребёнку из группы и тот называет имена остальных детей;

Учитель называет имя ребёнка не правильно, а дети исправляют его.

В конце занятия можно провести игру «Твоё имя». Учитель называет разные имена. Те дети, чьё имя называют, выбегают к учителю и становятся в кружок. Затем может быть проведена любая хороводная игра.

Для налаживания хороших, доброжелательных отношений между детьми в классе можно предложить провести игру «Моя любимая игрушка». Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Ему нужно сказать несколько слов о том, за что он любит свою игрушку. Что она умеет делать (обычно наличие такой речевой опоры хорошо стимулирует активность детей). Далее педагог предлагает детям «познакомить игрушки и куклы друг с другом». Возникшая игра позволяет первоклассникам быстрее устанавливать между собой дружеские отношения.

В первые школьные дни все дети требуют внимания, но среди них есть те, которым труднее осваиваться в новой среде, труднее войти в контакт с одноклассниками.

Сигналом неблагополучия в настроении или самочувствии малыша является отказ от игры. Иногда учитель замечает, что с тем или иным ребёнком дети играть не хотят. Причины тому могут быть разные: не умеет общаться со сверстниками, жаден, эгоистичен, нарушает игровые правила, агрессивен или слишком застенчив. Понятно, что к таким детям требуется особое внимание и индивидуальный подход. Прежде всего, надо найти больные точки в игровых взаимоотношениях, которые вызывают неприязнь сверстников: физические недостатки, упрямство, медлительность, пассивность, недоброжелательность, драчливость.

Тихим, заторможенным детям особенно важно выражать положительное отношение со стороны взрослого, поощрять хорошие поступки, помогать в общении с детьми. А.С.Макаренко предлагал педагогу поиграть вместе с таким ребёнком. В совместной игре он быстрее откроется учителю и будет смелее в своих действиях.

Можно предложить неиграющему ребёнку во время прогулки или перемены походить вместе и посмотреть, как играют другие. Наблюдение за играми детей поможет малышу понять, что без доброты, сопереживания, уступки невозможно построить хорошую игру.

Особо следует обратить внимание на грубых, эмоционально не чутких детей. Невнимание к ним приводит порой к установлению нездоровой нравственной атмосферы. Для стимуляции доброжелательного стиля общения используются специальные приёмы, например, класс объявляется садом, где растут только красивые, ласковые, незлые слова. А если дети слушают только приятные слова, они и сами быстрее растут и становятся красивыми людьми.

Ещё один важный аспект атмосферы коллектива – отношения между мальчиками и девочками. В семилетнем возрасте они обычно носят достаточно ровный характер. Между тем даже небольшие нарушения этики общения требуют педагогического внимания. Ш.А.Амонашвили, чтобы настроить мальчиков и девочек на дружбу и уважение друг к другу, проводит отдельно с теми и другими «секретные общения». С мальчиками он организовывал «общество настоящих мужчин». Член этого общества должен быть внимательным, чутким и заботливым к каждой девочке. Секретная работа велась и с девочками.

Создание нравственной атмосферы в классе должно стать постоянной заботой педагога. Дружба, взаимопомощь, культура общения первоклассников – важнейшие условия хорошего самочувствия ребёнка, его успехов в школе в течение всего года.

Атмосфера учебных занятий – очень важны условия благоприятного развития познавательной сферы ребёнка. Дети живут в школе. Здесь и теперь поэтому учителю надо сделать так, чтобы каждый день первоклассника приносил ему радость, чтобы ребёнок приобретал знание и умение, а не неудачи и неуверенность в себе и в своих способностях. С первого же дня в школе надо показать каждому ребёнку, что он интересен учителю; каждому ежедневно надо показывать внимание – кого-то выслушать, кого-то подбодрить взглядом, кому-то в чём-то помочь, кого-то просто погладить по голове. Надо относиться серьёзно к их маленьким проблемам, принять каждого таким, какой он есть, постараться не навредить ни словом, ни жестом, ни взглядом. Учитель создаёт на уроке обстановку доверия, уверенности в успехе, организует деятельность, а не поведение. Плохое поведение первоклассников не вызов учителю. А реакция на переутомление. Из исследований многих медицинских работников известно, что ребёнок, сидящий за партой в течение 40 минут испытывает такие же нагрузки, как космонавт в момент взлёта. По данным физиологов ребёнок должен много двигаться в течение дня, чтобы его организм нормально функционировал. Поэтому режим первых школьных дней должен быть щадящим. Продолжительность уроков должна быть не более 35 минут, после второго урока должен быть введён динамический час. Первые месяцы расписание уроков ежедневно должно включать не более трёх уроков.

Очень хороший результат дают упражнения-энергизаторы, продуманно включённые в урок. Они помогают снять умственную и физическую нагрузку, усталость, наконец, просто изменить позу. У себя на уроке я применяю элементы опыта работы В.Ф. Базарного, рекомендующего в течение урока через каждые 10-15 минут детям менять позу «сидя» на другие позы. Хороший результат даёт работа на уроке с помощью конторок. Конторка – это подставка для стола, позволяющая работать на уроке стоя, особенно, если это устный предмет. Конторки устанавливаются у ребят первого варианта, через 10 минут дети первого и второго варианта меняются местами.

Школьная перемена также таит в себе не меньше проблем, чем урок. Ведь от того, насколько глубоко дети смогут переключиться с учебной деятельности на другую – динамичную, игровую, творческую, зависит снятие физического и умственного напряжения, повышение эмоционального тонуса организма, а значит, сокращение работоспособности на уроках и здоровья ребёнка в целом.

Если на перемене возникает давящая атмосфера, дисциплинарного террора с традиционными требованиями не бегай, не шали, не кричи, это будет отрицательно сказываться на общем психофизическом самочувствии.

Ш.А. Амонашвили считает, что суть организации перемены заключается в создании специальной игровой среды, которая время от времени целенаправленно меняется педагогом. Его воспитанников на перемене ждут скакалки и кегли, весёлые картинки, яркие журналы и книжки, доска с цветными мелками и специально приспособленный для рисования на стене большой лист бумаги, шахматы и шашки, игровые строительные материалы, шведская стенка и соревнования по стрельбе из лука. Такая среда стимулирует появление самостоятельных игр, делает перемену радостной и долгожданной.

Из всего многообразия игр дети выбирают подвижные игры. Участвовать в этих играх обязательно должен и взрослый. Задача учителя – сформировать интерес у детей к коллективным играм: подумать, как сделать игру более интересной; организовать малышей для начала игры и на первых порах взять на себя объяснения правил игры; присутствовать самому во время игры, так как получаемые при этом наблюдения могут правильно определить перспективы в постановке целей и конкретных воспитательных задач в работе, как с целым классом, так и с отдельными детьми. Присутствие педагога необходимо ещё и потому, что в процессе игры между детьми возникает конфликты, малыши могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех этих ситуациях педагог должен разобраться сам.

Начинать лучше с простых и интересных для малышей игр. Наиболее привлекательными для детей являются подвижные игры с ролями, такие, например, как «У медведя во бору», «Совушка», «Коршун и наседка», «Охотники и зайцы» и т.д. (существует большое количество сборников подвижных игр, которые могут быть взяты за основу в работы.

Много радости приносят малышам и музыкально ритмические игры – хороводы, игры, песенки с движениями («Каравай», «Если нравится тебе», «Ходим кругом» и др.)

Более интересной и привлекательной для первоклассников игра становится, если роли зверей, птиц, ведущих, капитанов команд обозначаются с помощью игровых атрибутов – масок, шапочек, эмблем, а для разметки площадки используются разноцветные флажки, ниточки, кегли, обручи.

Если коллективные подвижные игры проводятся регулярно, то можно установить условный сигнал к началу игры – звук колокольчика бубна, хлопки. Важно, чтобы роль водящего сначала брали на себя старшие ребята или педагог, а уже потом, когда игра усвоена детьми, эта роль может определиться по жребию или при помощи считалок. Но для первых игр водящий должен быть, особенно авторитетным и активным, так как медлительный, нерасторопный ребёнок не побуждает партнёров к активным действиям, а от этого снижается интерес к игре. Перед тем как выбрать водящего или капитана команды, нужно сказать ребятам какими качествами он должен обладать в данной конкретной игре.

Когда игра окончена, надо всем вместе подвести её итоги. Оценить ошибки, а так же подчеркнуть положительные действия детей. Критерием оценки выступает выполнение правил игры и доброжелательные отношения друг к другу (недопущение грубости, жестокости, обмана). Такой анализ помогает детям критически относиться к своему поведению.

Чем младше дети, тем активнее должен быть педагог на всех этапах игры. Но постепенно нужно менять свою позицию, на время, уходя в тень, чтобы могла формироваться самостоятельность детей и не подавлялась их активность. Когда ребята хорошо освоили правила игры, их нужно стимулировать к самостоятельному проведению игры, сначала в небольших группах, а затем постепенно увеличивая их численность.

Полюбить всех детей не возможно, но хорошо относиться ко всем — обязательно. Хвалить надо всех ежедневно, но знать, сколько кого и за что. Слабоуспевающих — за маленькие победы, сильных – за решение задач повышенной трудности. Хвалить учеников при всех, делать серьёзные замечания наедине.

Для того чтобы адаптация ребёнка осуществлялась без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки ребёнка. Учителю в первом классе необходимо:

— строить учебно-воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей ребёнка;

— помогать малышу сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для обучения и общения в школьной среде;

Чтобы ребёнок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения:

— управлять своим вниманием;

— слушать и слышать учителя;

— работать по образцу и по инструкции;

— ориентироваться на листе бумаги;

— выполнять не сложные графические работы;

— различать в словах звуки и чётко их проговаривать;

— иметь развитую мелкую моторику рук.

Не все дети одинаково хорошо владеют этими умениями, поэтому задача учителя в адаптационный период – развивать их. Вот несколько советов, которые помогут любому учителю и ученику.

Для развития концентрации внимания можно использовать следующие упражнения:

Упражнение 1. Дети следят за секундной стрелкой на больших классных часах.

Упражнение 2. Учитель читает стихотворение:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То не мой колпак.

Сначала стихотворение произносят все хором, затем несколько раз читает только учитель, а дети постепенно заменяют слова жестами:

Колпак – показывают на голову,

мой – на себя,

треугольный – строят ладонями треугольник,

не – делают отрицательный жест головой.

Упражнение 3. Дети получают лист с буквами русского алфавита вразброс и по заданию учителя вычёркивают букву (например: с)

Затем делают более сложные упражнения:

Букву « а» подчеркнуть, букву «н» зачеркнуть;

Гласные подчеркнуть одной чертой, согласные двумя;

Звонкие согласные подчеркнуть синим карандашом, глухие — зелёным.

Упражнение 4. Дети списывают (без ошибок): еналстаде, енадслат, етальтаррс.

Упражнение 5. Дети выбирают и подчёркивают слог се:

ст, ее, со, се, ее, со, се, се, ос, ее, ис.

Упражнение 6. Дети рассматривают и узнают фигуры (рис. 1 приложение)

Усложнение: по команде учителя «Яблоко!» дети должны удерживать в поле зрения только яблоко (тренируется переключение внимания)

Упражнение 7. Дети ищут в квадрате числа от 1 до 10 (рис. 2,3)

Для развития умения работать по образцу предлагаются зрительные графические диктанты.

Ребёнок не может удерживать в памяти двухсложную и трёхсложную инструкцию, поэтому учитель должен на первых порах все учебные задания разбивать на односложные. Кроме того, следует тренировать детей на специальных упражнениях:

Покажи ручку карандашом;

Покажи ручкой тетрадь;

Положи тетрадь внутри книги;

На столе книга, на книге — тетрадь;

Пенал у книги, ручка на пенале;

Левую руку — к плечу, правой рукой возьми себя за нос;

Левая рука на голове, правая рука за спиной;

Руки на колене, правая рука сверху левой.

Для умения ориентироваться на листе бумаги дети выполняют слуховые и зрительные диктанты.

Учитель даёт команды: влево, вправо, вверх, вниз. Усложнение: влево сверху вниз, вправо снизу вверх (имеется в виду диагональ клетки), (рис5)

Для развития фонематического слуха и артикуляции даются специальные упражнения и задания.

Упражнение «Спортсмен».

Спортсмен бежит по стадиону. Рот закрыт. В течение 30 секунд язычок движется по внутренней стороне губ, 30 секунд против часовой стрелки.

Упражнение «Уколы».

Рот закрыт. Язык «колет» внутренние стороны щёк.

Упражнение «Гусёнок».

Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе влево и вправо.

Задание 1.

Дети произносят чистоговорки:

Бьют часы на башне Спасской:

Дин-дон, дин-дон.

А стенные — побыстрее:

Тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат:

Тики-тики-так, тики-тики-так.

Бубнит барабан,

Что побит барабан,

А труба трубит,

Хорошо побит!

Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходят,

По горам бродят.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как кукушонок

В капюшоне смешон.

— Расскажите про покупки.

— Про какие, про покупки?

— Про покупки.

— Про покупки?

— Про покупочки мои.

Задание 2.

Учитель предлагает детям прохлопать в ладоши ритм детской песни в след за ним (от простых коротких ритмов к более сложным).

Задание 3.

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере усвоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется, дети сами загадывают слова из звуков.

Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастика и элементы кинезиологических упражнений.

Кроме того, дети охотно занимаются спичечной гимнастикой и выкладывают из спичек различные фигуры.

Выполнять мелкие движения рукой первокласснику поможет рисование штрихами.

Малышу не под силу просидеть неподвижно все 35-40 минут урока, поэтому можно в конце каждого часа читать детям интересную книгу (чтение с продолжением), а им в это время разрешить положить голову на парту и закрыть глаза. В течение урока можно проводить упражнения на релаксацию:

набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, посыпаем колени песком, постепенно раскрываем пальцы;

энергично надуваем воображаемый шарик, затем он медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться;

встаём прямо, принимаем позу солдата на посту и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу «тряпичной куклы», повторяем несколько раз;

представляем, что в пальцы ног залез муравей и бегает по ним: с силой натягиваем носки на себя, задерживаемся в таком положении, затем выпрямляем пальцы — сбрасываем муравья;

представляем, что дети — дрожащее желе на блюде. Учитель встряхивает блюдо — дети раскачиваются; желе тает и растекается.

Полезен отдых под музыку. Можно предложить послушать шелест листьев, шум ручья, пение птиц.

Родители первоклассника должны стать единомышленниками учителя.

Но и их надо к этому подготовить. На организационном собрании или в беседе после уроков полезно дать родителям следующие советы:

Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку услышать ласковый голос;

Не торопите ребёнка, рассчитать время — ваша задача;

Не отправляйте малыша в школу без завтрака;

Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите;

Встречайте ребёнка после школы спокойно, забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?», вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, дайте ребёнку расслабиться;

Не торопитесь посадить ребёнка за уроки, ему необходимо 2-3 часа отдыха (сон, прогулка);

Помните, что после 15-20 минут занятий необходимо делать 10-15 минутные подвижные переменки;

Имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее. Наступает утомление, снижена работоспособность, это первые 4-6 недель, конец 2-й четверти, первая неделя после каникул, середина 3-й четверти.

Не забывайте, что дети любят послушать сказки перед сном, ласковое проглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятности, не выясняйте отношения.

Период адаптации ребёнка к школе во многом зависит от профессионализма и личности учителя, а также от полноты проведения первичной диагностики готовности ребёнка к школе.

Успешной адаптации ребёнка в первые школьные месяцы будет способствовать система приёмов и методов, учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика, обучение и воспитание ребёнка на личностно-ориентированной основе.

Учителю важно правильно и своевременно определить наличие трудностей у детей в сфере отношений с взрослыми и сверстниками к самому себе и уметь оказывать помощь таким ребятам.

Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий должно помочь первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активными и внимательными на уроках. Использование различных видов игр на уроке, перемене, динамической паузе способствует объединению, развитию детей для выполнения новой учебной задачи.






See also:
Яндекс.Метрика