Тревожность как одна из причин агрессивного поведения депривированных детей


Пазарацкас Е.А.

Педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тревожность, как одна из причин агрессивного поведения депривированных детей.

Если выбирать из детской среды группу детей, наиболее подверженных риску нарушений психического состояния, то вероятно это будут дети, жизнь которых протекает в условиях эмоциональной депривации, в среде ограничивающей их возможности социальной адаптации, способствующей состоянию фрустрации. Описанные условия наиболее схожи с условиями жизни детей в школах – интернатах, детских домах, а также в семьях с социально неблагополучными родителями. Сама среда способствует нарушению у детей системы отношений, что способствует их высокой тревожности, которая проявляется в агрессивном поведении, межличностных конфликтах и создает предпосылки для невротических тенденций.

«Нарушение системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы. Однако, вероятно, как для понимания специфики данного конкретного отношения, так и понимание причин его неадекватности наибольшее значение имеют микросоциальные влияния, в частности эмоционально – психологические воздействия в детстве и на протяжении всей дальнейшей жизни человека» («Групповая психотерапия». Под ред. Карвасарского Б.Д., С. Ледера, Москва, «Медицина», 1990, стр.93).

Ряд исследований проведенных в области детской тревожности показыкают, что она имеет свойство повышаться в период адаптации ребенка в новой социальной группе и нормально, если к окончанию адаптации тревожность приходит в норму, не переходя в личностную черту.

В условиях эмоциональной депривации, тревожность детей сохраняется и после их адаптации новой для них учебной деятельности. Она обусловлена страхами за свое здоровье, здоровье своих родителей, или опекунов, условиями домашнего быта, в который они попадают из интерната (в выходные дни), нахождением в условиях неправильного воспитания. У таких детей снижена фрустрационная толерантность, они склонны к импульсивным аффективным реакциям, у них наблюдается усиление поведенческой активности, им трудно достигнуть организованного поведения, часто можно наблюдать агрессивное поведение. Среда, которая окружает депревированных детей в школах интернатного типа, не способствует формированию адекватного копинга. Дети в период адаптации в школе подавляют свои эмоции страха, гнева, печали, в противном случае это неизбежно приведет к конфликтам с учителями. Блокирование эмоций фрустрирует личность ребенка, создает ощущение внутренней напряженности, не имеющей возможности разрядки, и ведет к нарастанию интенсивности тревоги, которая уже может возникать от незначительного стимула, минуя стадию страха.

Такое психическое состояние детей способствует созданию еще больших трудностей общения в условиях их среды, что как следствие ведет к еще большим нарушениям психогенного характера.

Наблюдение детей показывает, что тревога, являясь центральным элементом их ощущений, становится облигатным личностным качеством. В связи с этим считаю важным направлением в работе школьного психолога – диагностику уровня тревожности и при выявлении высокой тревожности, ее коррекции.






See also:
Яндекс.Метрика