Тренинг для 4 класса Путешествие в будущее


Доничкина М.К.

Скобелева О.Н.

ЧУ ЦО «Личность» г.Москва

Тренинг для 4 класса

«Путешествие в будущее»

Цель: создание условий для формирования позиции выпускника начальной школы;

Задачи:

— Овладение навыками проектной деятельности;

— Овладение навыками самоорганизации;

— Развитие самоуправления (распределения временных ресурсов)

Разработан для учащихся 4 класса.

Время проведения 1,5 — 2 часа.

Необходимые материалы: мяч, количество стульев по числу участников и ведущих, музыкальная композиция, листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, старые журналы, клей, скотч, ножницы, ватманы или листы формата А3, карандаши, фломастеры.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Наше сегодняшнее занятие называется «Путешествие в будущее» и посвящено обсуждению важной для вас темы – переход из начального звена в среднее, а именно, из 4 класса в 5. Как вы думаете, отличается ли четвероклассник от пятиклассника? Чем? Именно это нам предстоит сегодня выяснить. Но для начала, давайте проверим, все ли вы подготовились к такому ответственному мероприятию. Ведь для начала любой важной работы необходимо иметь соответствующий настрой. Сейчас мы проверим в каком настроении пребываете вы.

Разминка

Упражнение «Мяч по кругу — настроение имя»: начиная с ведущего, участники называют свое имя и показывают настроение пантомимой при помощи жестов и движений, без использования слов. (2-3 минуты)

Ведущий: для улучшения настроения предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет проверить вашу внимательность, умение соблюдать правила, ловкость и даже хитрость.

Упражнение «Мигалки»: Участники игры ставят в круг стулья. На каждый стул садится играющий, позади него за стулом — его партнер. Один стул остается свободным. Играющие, стоящие за стульями, должны заложить руки за спину. Водящий, выбранный считалкой, встает позади незанятого стула и начинает игру. Он пытается подмигнуть кому-нибудь из сидящих по возможности незаметно для партнера, стоящего сзади стула. Тот, кому он подмигнул, должен вскочить, добежать до водящего и сесть на пустой стул. Стоящие за стульями должны внимательно следить за каждым движением своих игроков. Стоит кому-нибудь попытаться вскочить, как «сторож» из-за стула пытается схватить его и не пустить. Для этого достаточно лишь «осалить» его. Тогда водящий снова пытается подмигнуть кому-нибудь. Если кому-то из играющих удалось сесть на свободный стул, то водящим становится оставшийся без пары «сторож». (5 минут).

Основная часть

Ведущий: А теперь мы приступаем к основному занятию. Следующее очень интересное и увлекательное упражнение, потребует от вас максимального включения воображения и фантазии. Отнеситесь к этому заданию серьезно, и тогда все получится.

Упражнение «кино». Проводится под спокойную музыку. Способствующую расслаблению.

Ведущий: Сядьте максимально удобно, расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что как по волшебству каждому из вас удалось переместить из настоящего в будущее. То будущее, где каждому из вас уже примерно 30 лет. Представьте себя. Какой вы сейчас. Совсем взрослый, и внешне и внутренне. Самостоятельные, независимые. У каждого из вас есть любимые увлечения, любимые занятия. Каждый обладает какой-то профессией… Присмотритесь, как вы выглядите, во что одеты, что окружает вас, кто находится рядом. … А теперь представьте, что вы идете по улице и перед вами открываются всевозможные магазины. Самые разные – это и магазины одежды, и игрушек, авто-магазины, продуктовые магазины, книжные, украшений…в одном продают цветы, в другом духи, в третьем шоколад… в какой магазин отправитесь вы? Что приобретете вы для себя, или для другого? Подержите это в руках, какого цвета этот предмет, насколько важна для вас эта покупка…

А теперь на счет 3 мы должны будем вернуться в наше настоящее. Ведь именно в нашем настоящем мы можем продолжить стремление к тому, какими станем, чего будем уметь… и так, на счет 3 открываем глаза. Раз, два, три…

Ведущий: У каждого было свое путешествие, свои картинки и образы. Запишите, пожалуйста, коротко, что увидели вы (5-7 минут на выполнение)… участники записывают. А теперь давайте обсудим ваши представленные картинки, тяжело ли для вас было данное упражнение, представить, выбрать магазин и т.д.

Ведущий: Следующее задание, которое нам предстоит выполнить, называется «Путь»: На листочках (А4) нарисуйте и подпишите путь и его этапы, которые каждому из вас придется пройти от сегодняшнего дня до того образа, который вы нарисовали. … После этого запишите трудности (желательно слева), с которыми вы могли столкнуться (столкнулись) на пути к вашему взрослому образу. Запишите качества, которые помогли вам справиться с этими трудностями (желательно справа).

Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека, в зависимости от количества детей. Ведущий: Обсудите и выделите общие трудности, общие качества-помощники. Представьте результаты вашего обсуждения другим группам.

Посмотрите внимательно на ваши пути, на пути ваших одноклассников. Мы видим, что для достижения цели необходимо проделать длительный путь, но мы сейчас находимся…отметьте галочкой ваше место расположения на сегодняшний день. Сейчас вы находитесь здесь…в роли четвероклассника…это определенная социальная роль. Какие еще роли у вас есть? Какие еще роли вы знаете?

А знаете ли вы такую роль как ребенок – взрослый. Совсем скоро, через год, вы будете в новой роли – в роли пятиклассника. Давайте попробуем сейчас примерить на себя такую роль. А для этого нам необходимо уточнить, чем отличается учащийся 4 и 5 класса. В тех же группах запишите отличия. Каких качеств не хватает вам сейчас до роли 5-классника? А что необходимо сделать, чтобы развивать в себе те или иные качества?

Но так как наше занятие необычное, его можно назвать фантастическим, т.к. сегодня нам удалось побывать в будущем, то именно здесь и сейчас вы можете приобрести те качества, которых вам не хватает. Для этого, предлагается всего лишь отправиться в волшебный магазин. В нем вы можете приобрести то, чего у вас нет. Но, как вы сами понимаете, ничего нельзя купить бесплатно. Взамен на необходимый вам товар вы должны отдать такие качества, которых у вас в избытке. Подумайте и обсудите в группах, что вы можете отдать, и что вам необходимо получить. А теперь каждый по очереди отправляется в магазин.

В магазине ведущий подробно расспрашивает об имеющихся ресурсах и желаемом приобретении, преобразуя, уточняя пожелания ребят. Стоит отметить, что то, что они оставляют, может пригодиться другим ребятам. Например, «Я очень верчусь на уроках», можно преобразовать в «подвижность», «Я слишком болтлив» в – «общительность». Желательно, чтобы дети сами старались озвучивать качества в нужной форме.

Ведущий: Хорошо бы иметь возможность посетить такой магазин. Но мы прекрасно понимаем, что в реальной жизни для приобретения того или иного качества нам необходимо изрядно потрудиться. Вот и вам, для того, чтобы стать пятиклассниками, необходимо приложить большое количество усилий. Давайте подумаем, какие это будут усилия? Проходит обсуждение.

Ведущий: А какими именно пятиклассниками вы хотите стать, мы сможем увидеть при помощи упражнения коллаж на тему «образ пятиклассника».

Учащиеся делятся на несколько групп, можно оставить прежние группы. Им раздаются листы ватмана, старые журналы, ножницы, скотч, клей, карандаши, фломастеры. Ребята делают коллажи. После этого, каждая группа представляет свои работы другим. Ведущий помогает отметить основные значимые аспекты для каждой группы.

Последним заданием для учащихся становится рефлексия «Мяч по кругу». Ребятам предлагается обсудить, что узнали нового на занятии, что понравилось, что было трудно. Завершение занятия.






See also:
Яндекс.Метрика