Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС


ГМО учителей географии 29.10.2013г.

Козленко О.П. МБОУ СОШ №7

Требования к современному уроку географии

в условиях введения ФГОС.

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи.

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельностная парадигма обучения требует перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одно из основных условий эффективности урока — занятость всех учеников класса  продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается в проектировании учебной  деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .

Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством Душиной И. В. «Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения», которая размещена в журнале «География в школе» №3, 2012г., с.29

Сегодня в системе образования происходят большие изменения.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно — деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

— эффективность образовательного процесса, в частности

-усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

-создают предпосылки для перехода к самообразованию;

-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя — научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

География — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика — умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и анализировать.






See also:
Яндекс.Метрика