Требования и замечания как речевые жанры педагогического взаимодействия


« Требования и замечания как речевые жанры педагогического взаимодействия».

Проблема общения, проблема взаимодействия учителя и учащихся приобретает всё большую актуальность. В последнее время эта проблема стала особенно острой, что связано с заметным снижением функциональной грамотности населения.

Важная роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества принадлежит учителю.

В процессе учебной деятельности перед учителем встают самые различные по своей сложности вопросы: как начать урок, как спросить и как оценить ответ и т.п., но самыми сложными являются вопросы, связанные с проблемами непослушания и нарушения учащимися дисциплины. На отрицательное поведение учеников учителю зачастую бывает очень трудно правильно реагировать. Эти ситуации невозможно предвидеть, и, готовясь к уроку, учитель, как бы он ни старался, никогда не предугадает всего, что может произойти на уроке.

Разнообразие речевых средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо.

Отношения педагогов и детей складываются в процессе совместной деятельности, в условиях педагогического общения. Начиная организацию какой-либо деятельности учащихся, педагог выдвигает определённые требования, содержание и форма которых во многом влияет на характер складывающихся между педагогом и учащимися отношений.

Требования – определённая форма личных взаимоотношений между людьми, существующая в обществе с незапамятных времён и являющихся основным, исходным приёмом в работе педагогов. Во взаимодействии учителя с классом и отдельными учащимися большое место занимают именно педагогические требования: «Откроем тетради», «Слушаем внимательно!» и т.д. В этих требованиях отчётливо выражено волеизъявление учителя, определённые распоряжения по формуле «делай то-то» или «не делай того-то», «команда», т.е. то, чего один человек (учитель) или группа людей (ученики) добиваются от другого человека (ученика) или другой группы людей (учеников).

Основное назначение требования как речевого педагогического жанра – вызвать и стимулировать или тормозить и прекращать те или иные учебные действия детей. Как правило, такие требования звучат решительно и предполагают обязательность выполнения.

Требования обязательно должны быть:

1.обоснованными, чтобы учащиеся признали их необходимость;

2.посильными, что предполагает наличие реальных условий для их осуществления;

3.обязательно выполнимыми.

Часто учителя, используя этот речевой жанр, не задумываются о том, что каждое требование может оказаться средством отрицательного воздействия, если оно сопровождается негативно окрашенными интонацией, тоном речи, мимикой, резкими движениями и грубыми жестами.

Второй широко используемой учителем в процессе учебной деятельности речевой жанр – замечание.

В отличие от требования, которое служит организации деятельности учащихся, замечание – это реакция не только на учебную деятельность, но и на поведение, работу и её результаты, на внешний вид ученика или учеников. Используя именно этот речевой жанр воздействия, педагоги часто допускают ошибки, которые могут привести к непредвиденным и тяжёлым, а порой – и не поправивым последствиям для их отношений с учащимися. Основные из этих ошибок – бестактность, грубость, унижение достоинства ученика, а также, как показало исследование речи учителей, употребление ими оскорбительных оценочных средств в высказываниях, обращённых к одному или нескольким ученикам.

Наиболее употребительные в речи педагога три группы замечаний:

1.Замечание – угроза: «Прекратить, пока не вышвырнула из класса», «Сейчас ты у меня узнаешь, где раки зимуют» и т.д.

Этот вид замечаний передаёт предельно грубое отношение учителя к ученикам и выражает желание воздействовать на учащихся посредством определённой силы. Это действия, которые на самом деле учитель не может осуществить, но запугать детей такими замечаниями он может и для улучшения дисциплины в классе считает вполне естественным и возможным использование этого вида замечаний, что, конечно же, недопустимо.

Постоянные угрозы могут вызвать страх у ребёнка перед любыми действиями как в школе, так и вне, страх перед учителями, перед взрослыми.

2.Замечание – упрёк: «Да любой болван ответил бы», «Ты же съел урок!», «Только место в школе занимаешь!».

Они несут в себе отрицательное воздействие на ученика, выражают неудовольствие, неодобрение учителя по поводу его работы, тех или иных действий и поступков учащегося. Этим замечаниям свойственна интонация обвинения.

3.Замечание, выражающее разочарование, недоверие: «Так я и знала, разве вам можно без няньки», «Зря я на вас надеялась».

Замечание, выражающее недоверие, разочарование, можно назвать, наверное, особым жанром взаимодействия. Особенность его заключается в характере оказываемого им воздействия: с одной стороны, такие замечания вызывают негативную реакцию учеников, возможно, обиду, злость. С другой стороны именно они часто затрагивают те струнки детской души, которые помогают ребёнку осознать неправильность своего поведения. Таким образом, этот речевой жанр может привести к положительному результату, когда ученик сам осознанно начинает заниматься самовоспитанием и корректировать своё поведение.

Речевые жанры должны стать для учителя средством, которое поможет превратить процесс воздействия на учеников во взаимодействии с ними, сделать обучение не только процессом (общения) изучения какого-то материала и приобретения новых знаний, но и процессом общения наставника и воспитанника.

Сегодня учителю необходимо не только любить и понимать детей, быть к ним добрым и справедливым, совершенствоваться в своей профессии и хорошо знать преподаваемый им предмет, но также необходимо овладеть мастерством педагогического взаимодействия, овладеть словом – одним из главных средств, с помощью которого осуществляется взаимодействие, общение между учителем иучащимися.






See also:
Яндекс.Метрика