Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье_33720


Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье

В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Длинные зимние вечера. В большой уютной комнате собирается вся семья — несколько поколений. Кто-то сидит за огромным столом, стоящим посредине комнаты, освещенным яркой лампой, кто в удобном кресле… У женщин в руках рукоделие — шитье, вышивание или вязание. Кто-то рисует, лепит. Чувство единения, семейного уюта, душевной и духовной близости… Что же собрало всех вместе, что объединило семью? Книга. Традиционный вид семейного досуга — совместное чтение вслух. В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Почему важно возродить традицию именно семейного чтения? Во-первых, это один из главных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенное время становится тем мостом, который соединяет отцов и детей. Во-вторых, семейное чтение с первых месяцев жизни ребенка формирует у него правильное отношение к книге и литературе. В-третьих, семейное чтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления о художественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи.

Как возродить в семье традицию семейного чтения? Наиболее легко это сделать молодым родителям. Еще до рождения ребенка подумайте, какое место будет отведено книге в процессе воспитания подрастающего поколения. Вспомните, какие произведения нравились вам, папе, старшим детям, тогда в процессе чтения вы сможете показать и раскрыть ребёнку наиболее значимые моменты.

Кому полезно семейное чтение? Принято думать, что совместно проведенное время важно только лишь маленьким детям. Но задумывались ли вы, что семейное чтение также необходимо и подросткам? Вспомните, как в школьные годы вам задавали читать программные произведения, и многие из них были совершенно неинтересны подрастающей молодежи. Почему так? Прежде всего потому, что дети, посредством литературы попадали в совершенно чужой и сложный для них мир взрослых. Многое им было непонятно, а, следовательно, неинтересно. Вот именно тогда на помощь должны были прийти родители. Если бы хоть однажды мать или отец сели рядом и предложили бы своему ребенку прочитать классическое произведения, помогли разобраться в сложных характерах героев, то уже в следующий раз подросток сам потянулся бы к литературе, зная, что всегда может спросить совета у близких. Совместные чтения призваны давать пищу для осмысления, общие темы для обсуждения. Это способствует выработке единого взгляда на жизнь, на серьезные нравственные проблемы. В итоге семья говорит на одном языке, возникает то особое взаимопонимание, когда понимаешь близкого человека с полуслова. Семейное чтение важно не только детям, но и взрослым.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

В 2011-2012 уч. году в нашей школе был реализован проект «Семейные чтения».

Цель проекта: Воспитание у родителей культуры семейного чтения

Задачи проекта:

•Привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений

•Повышение культуры чтения в семье

•Помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.

Ожидаемые результаты:

Увеличение количества семей, объединённых общими интересами и стремлением воспитать умных, любящих книги и чтение детей.

Развитие культуры чтения обучающихся и их родителей.

Основные мероприятия, которые проводятся в рамках реализации проекта:

Проведение теоретического исследования «Традиции семейного чтения в России”

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

Родительские собрания

«Посвящение в читатели»

Предметная неделя «Чтение – лучшее умение»

Конкурсная программа “Лето с книгой”

Конкурс сочинений, рисунков «Мы – читающая семья»

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школа и библиотека обязаны помочь родителям возродить традицию семейных чтений.

Список использованной литературы

•Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.

•Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.

•Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. — № 3. – С. 76-78.

•Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. — № 10. – С. 44-46.

•Глозман, Ж. Расскажи мне сказку / Ж. Глозман // Нач. школа. – 2006. — № 14. – С. 37-39.

•Гриценко, З. А. «Ты детям сказку расскажи…» / З. А. Гриценко. — М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

•О привлечении детей к чтению и не только : эссе / Н. Добрынина // Домашняя школьная библиотека. – 2005. — № 1. – вкл.

•Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. — №8. – С. 14-16.

•Костина, И. По местам становись / И. Костина // Игра и дети. – 2003. — №6. – С. 6-7.

•Кразаева, А. Уроки чтения / А. Кразаева // Аистёнок. — 2006. — № 10. – С. 44-46.

•Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. — № 1. – С. 7-8.

•Мавлевич, Н. Кому книги в руки / Н. Мавлевич // Семья и школа. – 2003. — № 1. – С. 12-14.

•Репьева, И. Как мы с Машей читаем русские сказки / И. Репьева // Домашнее воспитание. – 2003. — № 4. – С. 47-48.

•Трофимова, М. Как хорошо уметь читать / М. Трофимова // Здоровье школьника. – 2009. — № 10. – С. 12-16.

•Хитрова, Т. День, прожитый в рифму / Т. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С. 38-40.

Литература:

1. Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. — http://kitezh.onego.ru/traditio.html

2. Левидов, А.М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1977

3. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. — М. : РГБ, 2003

Тихомирова И.И. Школа чтения. Опыт, теории, размышления. Хрестоматия., М., 2006

б) дополнительная:

Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. – http://kitezh.onego.ru/traditio.html

Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека. http://www.uraledu.ru/node/26750

Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. – М. : РГБ, 2003

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

сайт «Учимся быть семьей». Семейные традиции и вечные ценности. Маслова Т. Семейное чтение. http://sem-obuchenie.ru/semejnoe-chtenie.html

Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения. http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm сайт Русской ассоциации чтения.






See also:
Яндекс.Метрика