Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье


Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

Самое дорогое, что есть у родителей- это их дети. Они наше отражение, наше будущее, наша надежда и опора. Каким вырастет сын или дочь- эта напрямую зависит от воспитание ребёнка. В современном мире происходит деление семей на прекрасно воспитывающих детей и на семьи, которые неспособны к полноценному воспитанию своих чад. Почему же так происходит? Потеря духовных ориентиров, ослабление традиционных духовных начал семейной жизни, а порой просто не желание родителей бороться с теми или иными отрицательными чертами своего ребёнка и вызывают такое состояние в обществе.

Ведь именно родители являются жизненным примером к традиционному укладу жизни будущего семьянина. Поведение отца и матери- вот ежедневный пример для малыша.

На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Что же является такими многовековыми традициями? Всё что я сейчас назову, не будет для вас ново:

1.Почитание родителей, послушание им необходимое условие благополучного взросления.

2.Соблюдение семейных традиций, которые основываются на традициях культуры своей страны.

3. Взаимное времяпрепровождение со всеми членами семьи. Сводящимся не к пустым разговором, а к участию в жизни ребёнка.

Да современный порядок жизни стал другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. А ведь традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними.

Что входит в традиционный семейный уклад ?

1.Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);2. Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

3.Отношения: сердечные чувствования и настроения; 4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

5. Распорядок дня, недели, года.

В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Так почему же сегодня многие родители так старательно избегают то, что складывалось веками?

Ответ очевиден — это потеря самими родителями традиционных культурных ценностей. Проще всего сказать : «А нас так не учили» или «Мы росли в другое время». Да многое действительно умалчивалось, не говорилось вслух, но полной потери традиций и взращённых ими культурных ценностей не было. Я вспоминаю своё детство, когда мы с моими сверстниками бегали и часто напевали слова одной песни из кинофильма. Мы не помнили не название фильма, не его сюжет. А вот куплет из песни напевали часто. Может, и вы его сейчас вспомните:

Должен, где-нибудь, каждыйСчастье встретить однажды,Должен каждый, однажды,Встретить счастье свое.И сильнее, чем прежде,Доверяйте надежде.Сердце не зря дано, Верить оно должноСильнее, чем преждеДоверяйте надежде,И наступит на светеСамый солнечный деньДолжен, где-нибудь, каждыйСчастье встретить однаждыСердце не зря даноВерить оно должно.Сердце не зря дано,Сердце любить должно

Да время, когда не говорят открыто о религии, а слова-то песни о чём говорят? О благодати (добрый дар)

Кто отменял такие культурные традиции которые основаны на вечных ценностях таких как добро, честь, справедливость, милосердие. Я хочу вам привести цитату из нашего учебника ОПК «Если человек следует им , он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным»

А истоки русской культуры — в православной религии. И добрые, вежливые слова такие как «спасибо» я не буду вам сейчас раскрывать их смысл, потому что это знает каждый. Мы растим своих детей, часто используем в своей речи пословицы и поговорки, а ведь это тоже обращение к культурным ценностям. Но не может ребёнок рано встать, что говорит мать? «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» или мать спрашивает: « Ну почему ты так плохо выучил урок?» На что ребёнок отвечает «Да перед уроком спишу у товарища» или « Да может и не спросят». Что чаще всего говорят взрослые : «На Бога надейся, да и сам не плошай!». Или кто- то совершил плохой поступок и остался безнаказанным.  Обида, душевная боль. Что чаще всего бабушки говорят: « Виноватого Бог найдет.» я могу много их ещё перчислять, но вы и так их часто произносите:  «Свято место пусто не бывает.»,«Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет», « Бог даст ребенка-даст и на ребенка.»

Как больно и обидно в последнее время слышать последнюю поговорку. Как часто говорят взрослые о многодетных семьях: «Ну и зачем столько?» А ведь испокон веков в православной семье было много детей, этим гордились. Дети росли опорой родителям, а не потребленцами. Семьи были дружные. Потеряв культурные ценности , мы теряем вот эти качество. Разве можно было даже подумать при живых детях престарелых родителей отдать в дом престарелых. Это считалось грехом. А задумайтесь, что происходит сейчас.

Когда мы говорим о традиционные культурных ценностях, часто в пример приводим подвиги героев временных лет. А ведь эти герои есть и сейчас. Посмотрите на фотографию этого паренька.здесь ему 19 лет. Это Родионов Евгений Александрович. Наше время, первая чеченская компания 1996 год. Женя служил в пограничных войскахТак что же делать, чтобы наши дети росли и обогащались духовно, знакомились и принимали культурные ценности. Прежде всего, им надо дать возможность доступа ко всем сферам духовного опыта; чтобы они увидели значительное и священное в жизни; чтобы их сердце научилось отзываться на всякое доброе, чистое явление в мире. Ведь только осознанные наполненные традиционным содержанием культурные ценности приживутся в сердце ребёнка, окажут ему действительную помощь в его воспитании, покажут ориентиру в суетном. А иногда и агрессивном мире.

Ещё 1925 году великий русский философ Иван Александрович Ильин обозначил средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается»:— природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;— истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;— неподдельное сочувствие всему страдающему; — действенная любовь к ближним; — блаженная сила совестного акта; — мужество национального героя; — творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью.

И сейчас это актуально и очень важно, ведь речь идёт о подрастающем поколении

Так чем мы можем помочь детям?

-формировать у ребят первые представления об особой роли человека в природе, об ответственности людей за всё живое

-пробуждать в каждом ребёнке чувство радости от сознания себя живущим и частью творения;

— формировать первоначальные знания о человеке; воспитывать уважительное отношение к мальчикам и покровительственное отношение к девочкам;

— знакомить с основополагающими нравственными нормами и качествами;

— воспитывать почитание родителей, почитание старших, забота о старых и маленьких;

— развивать дружелюбие в отношении к окружающим людям, сопереживание, желание оказывать помощь;

— формировать самооценку и самосознание ребёнка в соответствии с основополагающими нравственными нормами, воспитывать на примере жизненного подвига святых;

— формировать первоначальное представление о православной России, знакомить с православными праздниками и традициями русского народа.

Закончить своё выступление хочется отрывком из стихотворения нашего земляка поэта

Кронида Александровича Обойщикова:

Заветы старины в семье казачьей Хранились свято испокон веков. Обычай хлебосольства куреней богатых Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла, Растила по обычаям дедов своих детей. Работы все в полях справляла, Кормила, холила коней…






See also:
Яндекс.Метрика