Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нрвственных ценностей


Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

В.Гюго

Судьбы нации во многом определяются образованием и

воспитанием, которое человек получает с самого раннего возраста…

Патриарх Кирилл

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую очередь. На моем веку системы нравственного воспитания были всегда, но о духовно-нравственном заговорили недавно. Перестроичные процессы, капитализация, кризисы, увлечение западной культурой (далеко не лучшими ее образцами) привели к слому прежней идеологической системы, девальвации нравственных норм. Сегодняшнему поколению молодых людей очень сложно ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и принимать на веру то, что обесценивается реальной жизнью. Социологические исследования говорят о растущей наркомании, сектанстве, равнодушии к проблемам общества, индефферентной позиции молодых людей. Произошла смена ценностных ориентиров: разрушены ценности старшего поколения, деформированы традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки. Что же может сделать школа и учитель, что можно противопоставить растлевающему негативизму?

Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества. Что же это такое — духовно-нравственные ценности? Как их сохранить? Откуда можно почерпнуть знания о них? Какую роль они играют в нашей жизни? Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству. Самое главное в моей деятельности классного руководителя — воспитать в ребятах духовно-нравственное начало. В средствах СМИ постоянно муссируется тема бездуховности молодых людей, нравственной деградации и опустошенности. Это не относится к ребятам из моего класса и я попытаюсь доказать, что они обладают духовно-нравственными ценностями и преумножают их. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:

духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований;

постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры; Ж-Ж. Руссо писал: «Прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, нужно, чтобы в вас самих был образец, которому тот должен следовать», а арабская пословица гласит: «Достоинству вас не научит тот, кто недостойно сам себя ведет».

знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь;

бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя»,- писал В.Сухомлинский,- и я с ним согласна.

Девиз нашего класса: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью» (Мать Тереза). Воспитать личность невозможно ложью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие должно быть пронизано любовью к детям. «Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь», — писал Ж.-Ж. Руссо. Лучших слов о педагогике и не придумаешь

В моем классе творческие, неординарные личности. У них развиты взаимопомощь, коллективизм, они открыто выражают свою гражданскую позицию. Ребята живут реальной, сегодняшней жизнью, реализуют социально значимые проекты, занимаются волонтерской деятельностью, делятся опытом своей работы с другими ребятами и в средствах СМИ; в номинации «Я – гражданин» класс занял по итогам соревнований 1 место в районе.

По мнению Л.Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, гражданское самосознание, толерантность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Я, как классный руководитель, направляю деятельность моих учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия я строю через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Мои ребята участвуют (и побеждают) в конкурсах «Мой край- мое дело», в краевой Ассамблее «Мы вместе», в фестивале «Восточный ветер», патриотических конкурсах, конкурсах «За здоровый образ жизни». С какой любовью и трепетом они изучали древнее церковное зодчество, иконопись на территории района, с каким уважением слушали беседы с настоятелем местной церкви! Мои ребята стали победителями конкурса «Духовное наследие Сибири», и я очень этим горжусь.

Я убеждена, что организация коллективной творческой деятельности также способствует процессу духовно-нравственного воспитания. Овладев технологией социальной проектной деятельности школьников (имею сертификат на ведение данного направления), я считаю, что участие в социальных акциях является наиболее эффективной формой духовно-нравственного воспитания. Пятый год наше классное сообщество разрабатывает и проводит социальные акции, направленные на помощь и общение с детьми-инвалидами, популяризирует ценности приемной семьи. (Наши акции неоднократно были представлены (являются призерами) на финале краевого конкурса «Мой край — мое дело» и краевой Ассамблее ДО «Мы вместе».) А недавно реализованная акция «Вместе весело шагать» заставила задуматься о ценностях семьи не только ребят, но и взрослых. В семьях (класса) появились приемные дети — и это главный результат духовно-нравственного воспитания. Можно сколько угодно говорить о милосердии, нравственности –и ничего для этого не делать. И когда в хороших, успешных семьях появляются приемные дети, которых любят и о которых заботятся, это ли не пример для подражания, это ли не свидетельство здорового духовно-нравственного общества! Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание

Что же дает ребятам участие в социальных акциях и проектах?

1. Главный результат акции – ученики усвоили новые нормы поведения, нравственные и семейные ценности.

2. Один из результатов акции – это опыт создания инициативных групп, направленных на помощь (духовное общение) детей из приемных семей. Никто не будет забыт, в обиход школьников войдет новое для них понятие «толерантность», «приемная семья».

3.Тесное сотрудничество всех участников акции, направленное на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей (совместно планировали, пропагандировали, собирали данные, готовили концерт и развлекательные мероприятия.

Ребята приготовили презентации о своей учебной и внеурочной деятельности, продемонстрировали свои таланты, создав позитивный имидж старшеклассника, вызвав чувство гордости за них у приемных детей.

4.Формирование в результате этой деятельности общей культуры учащихся, раскрытие их творческих талантов, толерантности, умения сострадать, быть милосердным, принять другого таким, какой он есть, быть терпимым и снисходительным, быть по отношению к другим великодушным.

5. Благодарность детей и родителей за возможность пообщаться, поделиться проблемами, понять, что их ценят, ими восхищаются и им помогают: «поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется».

6.Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, повышение педагогической культуры родителей, приобретение ими умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей и совместную с ними деятельность. Поддержка, пропаганда и создание семейных традиций (и традиций приемной семьи в частности) и традиций классного коллектива.

7.Публикация в местной газете «Сельский труженик», региональной «Восточный регион» заметок по теме акции привлекло внимание общественности к проблеме приемной семьи. Их становится больше, и это положительный фактор в развитии общества.

9.Дети из приемных семей поняли, что они тоже частица общества, о них помнят, заботятся, с ними общаются на равных, их любят и принимают такими, какие они есть, у них есть семья, которая их любит и ценит.

10.Изготовление поделок, рисунков, картин, подготовка концертных номеров, психологическое тестирование способствовало позитивной направленности акции.

11.Привлечение к сотрудничеству и развитие партнерских отношений с семьей и социальными институтами (УСЗН, РОО, ДК, Отделом по делам молодежи, районного отделения партии «Единая Россия» и «Молодая гвардия», МУ «Тасеевский молодежный центр», Отделом по опеке и попечительству при Администрации района), берущими на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.

12. Дружба, взаимопонимание между детьми из приемных семей и их новыми братьями и сестрами, ребятами из класса и их родителями — самое главное. Нашей акции — жить!

Я уверена, что мои ребята, получив в школе уроки толерантного поведения, духовно-нравственной культуры, останутся милосердными навсегда. Они осознали ценность человеческой жизни, понимают значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. У них сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину и народ (отрадно, что все юноши -10 чел. в классе- хотят служить в Российской Армии, и я этим очень горжусь).

Мои ребята стали самостоятельными и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (в классе никогда не было «трудных» подростков и правонарушений, мне никогда не было стыдно за их поведение как в школе, так и вне школы).

У моих ребят развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (мы учились этому, реализуя акции и проекты), они не конфликтны и умеют находить выход из спорных ситуаций, они творческие и активные – поэтому школьное самоуправление возглавляют мои ребята, они -победители творческих конкурсов разных уровней, ими гордится школа и район.

Мои выпускники доброжелательны и отзывчивы, понимают и сопереживают чувствам других людей. Этим качествам они учились, реализуя проекты и акции, направленные на привлечение общественного внимания к проблеме приемных семей, детей-инвалидов, вследствие заболевания не обучающимся в школе, живущим в сложных жизненных ситуациях.

Ребята мотивированы к труду, работают на результат (в классе 100% успеваемость, качество-56%, есть победители в НПК, олимпиадах, конференциях, чемпионы спортивных состязаний). Они бережно относятся к материальным и духовным ценностям (исследование «Духовное наследие: церковное зодчество Тасеевской волости», «О чем рассказала икона», «Писатели-земляки»). Учащиеся успешно выступают на школьных, районных, краевых и общероссийских научно-практических конференциях с темами, связанными с православной культурой. Так исследовательская работа ученицы 11 класса Лобановой Г. «Церковное зодчество на территории Тасеевской волости(района)» на краевой конференции краеведческих научно-практических работ «Мое Красноярье» в номинации «Исчезнувшие памятники края» заняла 1 место и представляла наш край в г. Москве. Рецензию на данную работу написал настоятель храма Святого Богоявления Господня с.Тасеева иерей Сергей Рудмин. 1 место в районной конференции заняла исследовательская работа ученицы 10 кл. Кангур О. «Икона в моем доме» , 2 место- ее же работа «Красота ее несказанна…»в 2011г. Дипломы участников всероссийского конкурса «Духовное наследие» получили учащиеся за творческие работы «Икона в доме моих односельчан» и « Покровская церковь как памятник архитектуры». Ребята пропагандируют свои работы, выступают перед сверстниками на уроках, внеурочных мероприятиях, в библиотеках, перед ветеранами – и это ценно как для самих ребят, так и для той аудитории, где они выступают. Воспитательное, духовно-нравственное значение работ учащихся велико и служит образцом для подражания. Тематика их разнообразна, особое внимание заслуживает творческая работа «Препояши силою нас, дево, пояса твоего..»- к истории происхождения Пояса Святой Богородицы, тема актуальная и животрепещущая.

Мультимедийная работа ученика 11 класса Затолокина А. «Спаси и сохрани» достойно представлена на краевом конкурсе «Мой край- мое дело»в номинации «Социальный плакат». 11а класс реализовал социальные акции, направленные на толерантное отношение к детям-инвалидам, приемной семье, людям с разными вероисповеданиями, что так необходимо нашему современному обществу. Ребята вместе с классным руководителем стали победителями краевого конкурса «Семья-основа государства» и получили благодарность за творческий вклад в популяризацию традиционных семейных ценностей по укреплению института семьи за участие в 1 Открытом Всероссийском конкурсе культурологических, образовательных, социально- просветительских, информационно-медийных проектов «Семья-основа государства», одним из учредителей данного конкурса является Московская Патриархия.

Все учащиеся моего класса участвовали в Олимпиаде по Основам православной культуры. В конкурсе «Красота божьего мира» также участвовали впервые и были победителями в районном конкурсе.. Тематика работ была разнообразна, но многие ребята рисовали будущую церковь, то, чего так не хватает нашему району.

На августовской педагогической конференции мне, как классному руководителю,было вручено благодарственное письмо от настоятеля прихода Святого Богоявления Господня иерия Сергия Рудмина.

Я совершила поездку в Вифлеем и Иерусалим, рассказываю ребятам о святых христианских местах, показываю слайды и фотографии святых мест. И это тоже важная составляющая духовно-нравственного воспитания школьников. Знания о Православии — органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма. Воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке.

Стандарты второго поколения предполагают достижение трех уровней воспитательных результатов — появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Мне хочется надеяться, что эти компетентности ребята приобрели.

Дети — будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того, какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли учителя. Труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности. Мы должны воспитать «современный  национальный идеал — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа (1,23)

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М., Просвещение, 2010. – с23. – (Стандарты второго поколения).






See also:
Яндекс.Метрика