Толерантность — дорога к миру


Толерантность — дорога к миру!

Эмоциональный комфорт в школе залог толерантного отношения в обществе.

Мы добрые от рождения, не делайте нас злыми. Ш.А.Амонашвили

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личности, а помогали стать еще лучше, прекраснее.

Поступление ребёнка школу вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание У школьника к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее обучение ,и воспитание ученика и благополучное существование в школеу и в семье.И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества учителей и родителей в период адаптации ребёнка к школе . Если учителя и родители объединят свои усилия и обеспечат ученику защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации учеников к школе .

Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего! и любовь. Больше ничего!» Г.Н.Волков Очень важно грамотное взаимодействие с родителями , необходим индивидуальный подход. Нужно учитывать социальный статус родителей, их этническую и профессиональную культуру, материальное положение, возраст, здоровье, условия проживания. Необходимо донести до родителей идею о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все остальные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Методы, формы работы с родителями в настоящее время бурно развиваются, они детерминированы психолого-педагогическим просвещением родителей с целью повышения уровня их педагогического образования и оптимизацией стиля семейного воспитания. Ш.А. Амонашвили считал, что целесообразно ввести обучение старшеклассников,

студентов всех специальных технических и высших учебных заведений основам семейного воспитания ). Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей» .Молодые родители не знают азбуку воспитания, и вот «приходят» в дом Бабы-Яги, Кощеи Бессмертные и прочие всевозможные Буки, ребенка начинают запугивать, чтобы он утихомирился, не капризничал, не бегал, не кричал.

Дефекты общения, низкая культура взаимодействия, неумения общаться ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы ( в частности болезненность перехода ребенка из дома в детский сад.)

Что можем мы?

Начальная школа , являясь второй ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед школой, главной является всестороннее развитие личности ребенка. Именно в в школе дети приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Каждый учитель начальных классов сталкивается сегодня все с возрастающей неоднородностью своих воспитанников. Что естественно, поскольку все более неоднородным становится наше общество. Как в детском саду так и в школе ,в одном классее соседствуют дети с различным уровнем владения речью и воспитанности, разных национальностей, отличающихся по цвету кожи, глаз, волос, по одежде и привычным манерам поведения.

Иногда в силу наивности и непосредственности возраста эти различия их смешат, порой настораживают, пугают, вызывают вспышки агрессии. Вместе с тем дети по природе своей являются толерантными за счет того, что опыт восприятия окружающего мира у них еще невелик, отсутствуют

стереотипы сознания и поведения.

Мы добрые от рождения, не делайте нас злыми. Ш.А.Амонашвили

Важная задача школы – это формирование у детей опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников, как участников общей деятельности ( умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе.

С первых дней пребывания в школе ребенок находится среди сверстников, и поэтому очень рано возникает задача формирования отзывчивости, доброжелательности, сопереживания по отношению к окружающим детям. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка учителем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, учился , играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций.

Большое значение придается совместной деятельности школьников. Включаясь в совместную деятельность ученик часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться

его успехам, получить поддержку от сверстников.

Жизнь-игра!!!!

Ребенок развивается как индивид и как личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Стр37 Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляются характер маленького человека, его взгляды на жизнь, идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Детство без игры анормально и аморально. И родители, которых волнует очень часто волнует прежде всего только успеваемость свои чад , должны об этом знать. Лишение ребенка игровой практики это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира.

Разнообразные игры детей – сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-инсценировки, игры-драматизации – ценны как своей содержательной стороной, так и приобретением в них дополнительного опыта отношений со сверстниками. Незаменима роль игры в развитии эмоциональной сферы ребенка. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, школьник переживает вместе с ними, проникается их чувствами и целями, а это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности и гуманности.

В играх разобщенная масса детей становится коллективом. Большое значение формированию коллектива оказывают, например японские педагоги.

Игра – явление межнациональное

Детские игры – явление межнациональное, у них единая основа, именно поэтому они так сближают людей. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по-разному у разных национальностей могут быть названы этнографическими играми-близнецами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки – на рефлексах двигательности ; лапта и вышибала –на конфликтах и компромиссах. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Ребенок учится в игре сенсибилизации, готовится к решению различных социальных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Об универсальности и общеловеческой значимости игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

Может быть, имеет смысл показать ему другие страны и других людей?»

Можно хоть с утра до вечера проводить в детсадах и школах «уроки толерантности», но если в семье ребенок ежедневно слышит пренебрежительное: «Эта чернота!» — воспитать его терпимым к людям с другим цветом кожи, разрезом глаз и акцентом будет сложно даже самому талантливому педагогу. И мало кто из таких родителей задумывается над тем, что создает в первую очередь проблемы собственному ребенку. Кто знает, как у него сложится жизнь? А вдруг он будет жить в той же Америке, либо в Западной Европе, где нетерпимость может стоить ему не только хорошего отношения со стороны окружающих, но и карьеры! А он по-другому не может. Потому что мама с папой так воспитали. «Известия» 16.10.2007

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений…. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. …Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка (из Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)    Кроме того, толерантность это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Как подчеркнул В.Путин, «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство».

«Очевидно, что без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы” В.В. Путин

3 толерантности

Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний. Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.

Оцените себя!

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

Знание себяТ: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию. 2. ЗащищенностьТ: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.3. ОтветственностьТ: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.4. Потребность в определенииТ: Стремится к работе, творчеству, самореализации.И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).5. Чувство юмораТ: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.6. АвторитаризмТ: Предпочитает демократические начала.И: Предпочитает жесткую власть.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»…

Из истории

В начале XIX века было в порядке вещей, чтобы 5-6 летние дети работали по 16часов в день. Углубляясь в историю, вы будете находить все больше и больше примеров жестокого обращения с детьми. В древности существовал такой варварский обычай: поскольку детей считали творением дьявола, зачатым во грехе, взрослые били детей за каждую малейшую провинность, оправдывая избиения желанием изгнать «дьявола» из их душ. Даже в XVIII в. вполне допустимой мерой дисциплинарного воздействия признавалось такое наказание, когда ребенка держали в холодной воде до посинения. В 1979 году в преддверии Международного года ребенка Международная организация труда обнародовала следующие данные: в мире 41 млн. детей школьного возраста работают в шахтах, на заводах и фермах.

Сегодня уже мало кто верит в то, что дети – это «маленькие взрослые». В подавляющем большинстве семьи не лишают детей детства, не вынуждают их работать. Напротив, большую часть времени дети проводят в играх, посещают детские дошкольные учреждения, учатся в школе.

Несколько слов о ……

Телевидение прочно вошло в наш быт. Существует много данных свидетельствующих о том, что дети наблюдавшие достаточно много сцен насилия, становятся более восприимчивыми к проявлению агрессии. Теленасилие способствует нарастанию агрессивных установок, чувств и форм поведения. В конце 60-х годов активисты Движения за детское телевидение добились того, в детских телепередачах исчезли грубые оскорбления, на 40% сократилось рекламное время и полностью была исключена реклама фейерверков и витаминов, адресованная детям. Реклама оказывает на ребенка особое влияние. Детям хочется иметь в доме все товары, которые рекламируются по телевидению.

В настоящее время к телевидению можно присоединить агрессивные компьютерные и видеоигры. В период с 1976 по 1994 г. в США показатель убийств, совершенных, например, в Арканзасе детьми в возрасте от 14 до 17 лет, повысился на 435 %. В это же время по России, Украине и другим регионам прокатилась волна детских самоубийств, статистика которых запоследние десятилетия возросла в 80 раз, так что специалисты говорят об эпидемии самоубийств детей от 6 до 18 лет. Детские психиатры считают, что причина этих трагедий кроется не материальной, а в духовной сфере. По сути, в Америке и в России мы имеем дело с двумя различными реакциями на внутреннее духовное неблагополучие детей. И здесь, и тамбезжалостные дети , не знающие, не испытывающие сострадания. Одни к другим, другие к себе.

Бочка мёда

Обзор исследований по проблеме детской агрессивности показывает, что у большинства детей 5- 7лет дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над негативно-агрессивным, а впоследствии вектор общения все более склоняется в сторону позитивных форм социального поведения. Родители и учителя могут облегчить и ускорить переход школьников от агрессивных к лояльным способам разрешения конфликтов, прививая им позитивные навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других.

. При достижении толерантности будет виден залог благополучия российского общества. От воспитателей дошкольных учреждений учителей начальной школы зависит начальная форма знакомства с традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, историей и культурными традициями нашей — страны.

Тренинг толерантности для подростков

Упражнение «Снежный ком». Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся ,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Упражнение «Чем мы похожи»Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Общий ритм»Цели: — повышение сплоченности группы. Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

«Превращения»Цель: — самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.время: 10 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в…); «Если бы я был едой, то я был бы… (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта…). Все отвечают по кругу.

Разминка Упражнение «Построиться по росту» Цель: — повышение уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в группе. Необходимое время: 5 минут.Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.Упражнение «Аплодисменты»Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис’» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встает.

Тренинговые упражнения.

Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите  руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу.  Глаза закрыты.  В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца. (слушаем несколько секунд).  Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон.

Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием.  Какие правила в конфликте надо соблюдать?

Спокойно выслушать все претензии.

Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».

Осознать право на существование другой точки зрения.

Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.

Упражнение « Горе».  Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие.  Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.

Упражнение « Качества».  Участники работают в группах.  Первая группа записывает на лучах в виде полосок положительные качества, вторая группа – отрицательные. Положительные качества наклеиваются на доску в виде солнечных лучей, отрицательные – лесенкой. Зачитайте, какие качества делают классный коллектив единым, крепким, а какие способствуют его разрушению?  В центр лучей прикрепляем слово «класс».  Именно солнце своими лучами обогревает всех нас. Наш класс, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И мы все должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас.

Жизнь по – разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой до солнца достать

И подарить его людям.

Обзор исследований по проблеме детской агрессивности показывает, что у большинства детей 5- 7лет дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над негативно-агрессивным, а впоследствии вектор общения все более склоняется в сторону позитивных форм социального поведения. Родители и учителя могут облегчить и ускорить переход школьников от агрессивных к лояльным способам разрешения конфликтов, прививая им позитивные навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других.

Литература

1.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.(В помощь психологу.)

2.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 летв период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72с. (Психологическая служба).

3.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72с. (Развитие и воспитание).

4.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983. \ 208с., ил.

5.Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. /Общ. Ред. И предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.: ил.

6.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов « Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009»: для воспитателей детских дошк. учреждений / С.А.Гончаров, Л.М. Костина, Е.Б. Спасская и др. – СПб. ЗАО «Фрегат», 2008. – 161 с.






See also:
Яндекс.Метрика