Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающих


Мищенко Оксана Николаевна, Панюкова Наталья Александровна

МБОУ гстрахани «НОШ №19», Россия, г.Астрахань

Тьютерское сопровождение

построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихсяв условиях школы полного дня.

В рамках реализации ФГОС «внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста» [2,1]. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых (комплекса личностных, метапредметных и предметных) результатов освоения ООП НОО. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научится чувствовать, действовать, принимать решение и др. Внеурочная деятельность обучающихся «выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования» [1,4] и организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы, для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Она является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Цель внеурочной деятельности в образовательном учреждении определена с учетом национального воспитательного идеала, определенного Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредствам разнообразных форм организации: кружки, секции, творческие объединения и т.д. Все это наиболее полно можно реализовать в школе полного дня, специфической особенностью которой является сочетание обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми. Работа нашей школы строится с учетом интересов семьи, возможностей школы, специфики дифференцированной работы с учащимися, стремлений и интересов самих учащихся. Особая роль в этой работе отводится воспитателям, которые являются консультантами и координаторами деятельности детей.

В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютор. Именно в школе полного дня воспитателю необходимо обеспечивать тьюторское сопровождение обучающихся, который консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Он создает благоприятную творческую атмосферу. Воспитатель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, обеспечивает возможность попробовать себя во всех видах деятельности. Внеурочная деятельность школьников, помогает формировать у них такие качества как: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Но далеко не каждый ребенок в 7-8 лет знает, чем он хочет заниматься. А уж о скрытых способностях своих детей не знают даже многие родители. Вот здесь и приходят на помощь воспитатели школы полного дня.

Каждый ребенок у нас проживает свою жизнь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, которая выстраивается совместно с помощью всех участников образовательного процесса: детей, учителей, воспитателей, родителей для наиболее полного развития каждого ребенка. Индивидуальная образовательная траектория — это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. Индивидуальные образовательные траектории в нашей школе разрабатываются для каждого ребенка, и если «особенным» детям они помогают адаптироваться в обществе, то одаренным детям — достичь более высоких личностных результатов. С момента поступления ребенка в нашу школу мы проводим диагностическую работу, которая и позволяет нам выявить все личностные качества и возможности конкретного ребенка. И, в зависимости от результатов, планируем работу с тем или иным ребенком.

В нашем 3 «В» классе 26 человек: девочек и мальчиков примерно поровну. И все они с огромным удовольствием посещают нашу школу. Когда они пришли к нам в первый класс, мы еще не догадывались, сколько творческого потенциала, желания трудиться скрыто за их счастливыми улыбками. А дальше началась школьная трудовая жизнь. В течение всего первого года обучения мы дали возможность обучающимся посещать все творческие объединения, включиться в реализацию дополнительных общеобразовательных программ. А как же еще? Ведь сначала нужно попробовать свои силы и оценить возможности! Ребенок имеет право на пробу и ошибку, свободу выбора любимой деятельности. Все дети целый год пели, плясали, рисовали, мастерили поделки и аппликации, мальчики играли в футбол. И в итоге каждый сделал свой выбор. На сегодняшний день дети разбились на группы, которым интересен определенный вид деятельности и в котором у них проявились способности. Несколько девочек занимается в творческом объединении «Волшебная кисточка» и это приносит школе свои плоды, они регулярно являются призерами региональных конкурсов. Мальчишки, увлеченные спортом, также приносят в школьную копилку немало грамот. Танцевальная студия «Дэнсики», которую посещают наши воспитанники, стала дипломантом II степени областного хореографического конкурса «Дебют». Театр – студия «Забава» с постановкой «Волшебные семена» — лауреатом всероссийского экологического детского форума «Зеленая планета 2012». Можно очень долго рассказывать о достижениях детей, но хочется остановиться подробнее на «особенном» ребенке и на его примере рассказать о том, что внеурочная деятельность способствует психосоциальному развитию ребенка через коллективную совместную работу с учениками и педагогами. В каждом классе есть дети со слабо развитыми коммуникативными умениями, агрессивным поведением. Проведенные 2 года назад совместно со школьным психологом диагностики по адаптации среди учащихся выявили такого ученика с высоким уровнем тревожности и агрессии и в нашем классе. На любое замечание мальчик отвечал агрессивным поведением, со взрослыми вступал в спор, отказывался выполнять правила. Через некоторое время после начала обучения одноклассники перестали приглашать Егора в совместную деятельность: игровую и трудовую. На уроках ребенок часто занимался посторонними делами, играми. На основании результатов, полученных после диагностик, психологом школы были даны рекомендации родителям и педагогам. Одной из таких рекомендаций для педагогов была: Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон. И тогда мы решили вовлечь Егора в творческую деятельность, т.к. заметили, что во время творческих процессов он чувствует себя достаточно уверенно и комфортно. Благодаря личностно – ориентированному подходу Егор добился больших личностных результатов. Мы выявили у него способности к театральной деятельности, и теперь ни один праздник не обходится без его участия, а как он читает стихи!!!! Кроме того у него прекрасный слух и голос. Благодаря занятиям в театральной студии «Забава», занятиям по вокалу из мальчика одиночки, озлобленного и агрессивного он постепенно стал отзывчивее и доброжелательнее. А последние социометрические исследования выявили, что он входит в четверку лидеров класса.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам дополнительного образования детей, мы в большей степени выходим на личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, «на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [3,12].Не бывает одинаковых детей! Поэтому, исходя из возможностей ученика, мы стараемся подобрать тот вид деятельности, который будет интересен именно этому ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию. И в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО

Список литературы:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [электронный ресурс] – Режим доступа – URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 .

Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.






See also:
Яндекс.Метрика