Типы почв Казахстана


Тема «Типы почв Казахстана»

Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.

Предмет: география Казахстана Класс: 8 «А»

Дата проведения: 9.02.2011года

Время проведения: 1 урок (45 минут)

Адрес: ВКО, г. Усть-Каменогорск, Воронина, 34, тел: 55-21-23, Государственное Учреждение «Средняя школа 42»,

Цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.

Задачи:

Образовательные:

— умение работать с картой, давать характеристику типу почвы;

— повышение мотивации в обучении;

Развивающие:

-развитие навыка получения и обработки информации с помощью карт, сконструированного текста;

— развитие навыка изложения мыслей;

— умение разрешать проблемы;

-умение применять знания в новой ситуации;

Воспитательные:

— умение работать самостоятельно, в паре;

-развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело.

Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, сконструированный текст, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К., шаблон карты Казахстана и ВКО.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат оценочные фишки. После каждого правильного ответа, вы берете себе по одной фишке и в конце урока мы подведем итоги у кого сколько их будет.

Актуализация знаний.

Что необходимо растению для роста и развития?

(почва)

Изучение нового материала.

Почва – одно из самых первых природных образований в геологической истории планеты.

Как вы думаете, быстро или медленно образуется почва? ( медленно)

За 100 лет мощность почвы увеличивается только на 0,5-2 см.

Как вы думаете, под воздействием чего образуется почва?( воды, человека, ветра, солнца)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прочитайте текст учебника на странице 140-141 1-2 абзац и выпишете факторы, влияющие на образование почв.

читают, записывают факторы – микроорганизмы, животные почв, растения, климат, рельеф, человек,- заполняют схему, диктуют учителю для записи на интерактивной доске.

Почвообразующие факторы

почва

Скажите, если почва образуется медленно, время будет почвообразующим фактором?(да)

Таким образом, учитывая почвообразующие факторы можно сказать что, почва – это особое природное образование, сформировавшееся в результате преобразований горных пород под воздействием живых и отмерших организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.(записывают в тетрадь под диктовку учителя)

Если почва образуется в различных условиях, то будет ли она одинакова на различных территориях? (будет разной)

Рассматривать различные типы почв мы будем, заполняя таблицу. (шаблон таблицы на интерактивной доске)

Информацию о типах почв Казахстана мы возьмем из дополнительного источника. (раздается сконструированный текст) Прочитайте в парах текст и заполните 1 ряд- 1-2 колонку, 2 ряд- 3-4 колонку, 3 ряд – 5-6 колонку. Остальные колонки заполняются с учителем.(учитель на интерактивной доске, учащиеся в тетрадях)

Тип почвы

Где расположена, площадь

Содержание гумуса

Встречается в ВКО

Природная зона

Как используется

Черноземы

северная часть республики, 25,5 млн га(9,5%)

4-8%

Рудный, Южный Алтай, Калба до высоты 1500м.

лесостепная, степная

выращивают зерновые

Каштановые

Центральный Казахстан, север Прикаспийской равнины, 90,6 млн га (34%)

2-4,5%

равнины, предгорья Южного Алтая, Саура, Кокпектинско-Чарский мелкосопочник

Сухая степь, полупустыни

пастбища

Бурые

южная часть Казахстана, 120 млн га (44%)

1-2%

северное Прибалхашье, Зайсанская и Алакольская котловины

пустыни

Пастбища, земледелие при орошении

Какой процент территории Казахстана занимают эти типы почв? (87,5%)

Остальные 12,5% — это почвы горных областей.

Практическая работа.

1. Изучение по карте размещения типов почв на территории Казахстана.

2. Нанести на контурную карту типы почв Казахстана и Восточно-Казахстанской области. (типы почв Восточно-Казахстанской области наносятся совместно с учителем, а Казахстана – самостоятельно, используя карту учебника страница 140)

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке, Вы узнали какие почвы распространены на территории Казахстана.

Скажите, а для развития какой отрасли сельского хозяйства наиболее благоприятны почвы Казахстана? (животноводство, потому что большинство почв используются как пастбища)

Правильно, в своем ежегодном послании «Построим будущее вместе!» президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев заострил внимание на развитие мясного животноводства. Для этого будут выделены дополнительные кредитные средства, что позволит увеличить экспорт мяса и численность племенного скота, создать новые рабочие места. Что в итоге приведет к росту производства смежных отраслях – сельскохозяйственном машиностроении, химической и пищевой промышленности, кормопроизводстве – и позволит вывести Казахстан на новый уровень развития.

Оценочная деятельность.

Ребята, давайте подведем итоги по оценочным фишкам. У кого 5 фишек, 4фишки, 3 фишки получают оценки. Скажите, пожалуйста, на каком этапе выполнения практической работы вы остановились? Молодцы, а домашнее задание будет доделать практическую работу и прочитать $ 36 страница 142-145.

Анализ урока по географии Казахстана, который был проведен 9.02.2011 г с учащимися 8 «А» класса Государственного Учреждения «Средняя школа 42», по теме «Типы почв Казахстана».

Учитель: Вютерих Ирина Талгатовна, учитель географии высшего уровня квалификации 2 категории.

Данный урок был разработан в соответствии с требованиями Госстандарта образования РК. Выбранная тема соответствует календарно – тематическому планированию в 8 классе на основе программы Карбаева Ш.Ш., Бейсенова А.С., Бирмагамбетов А.Б., Мамирова К.Н., Абилмажинова С.А., Каймулдинова К.Д. утвержденной Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.

Была поставлена цель: Изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана.

Были определены задачи урока, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся:

Развитие компетенций

По географии Казахстана через:

Учебно-познавательной

— умение работать с картой, давать характеристику типу почвы;

повышение мотивации в обучении

Информационной

— получение и обработку информации с помощью карт, сконструированного текста

Коммуникативной

умение работать самостоятельно, в паре, развитие чувства сплоченности, коллективизма, ответственности за общее дело;

— умение излагать мысли.

Разрешения проблем и самоменеджмента

умение разрешать проблемы;

-умение применять знания в новой ситуации;

Урок учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся 8 класса. Проведенный урок с использованием интерактивной доски, шаблонов позволяет повысить уровень мотивации, развивает познавательный интерес.

На уроке используются различные источники учебного материала: карта Казахстана, карта Восточно-Казахстанской области, раздаточный материал с информацией о типах почв Казахстана, учебник «Физическая география Казахстана 8 класс» авторы Бейсенова А., Карпеков К.

Урок проходил с применением регионального компонента и ИКТ.

На этапе актуализации знаний использовался фронтальный опрос.

На этапе изучения нового материала использовался анализ сконструированного текста (с использованием материала из учебного пособия Егориной А.В. Физическая география Восточного Казахстана и ресурсов сети интернет) и заполнение таблицы, фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы.

На этапе проведения практической работы ребята работали самостоятельно и совместно с учителем.

Формирование компетентности разрешения проблем (самомененджмент) осуществлялось через умение определять проблему; умение применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни; оценивать собственное продвижение.

Формирование информационной компетентности осуществлялась через планирование информационного поиска; извлечение первичной информации; обработку информации.

Формирование коммуникативной компетентности осуществлялась через письменную коммуникацию; публичное выступление; продуктивную парную деятельность.

Поставленные цели и задачи на уроке были достигнуты .

Урок проходил в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи и взаимоуважении. Урок по содержанию насыщенный, проходил в быстром темпе. Учащиеся принимали активное участие на всех этапах урока.






See also:
Яндекс.Метрика