тесты КСЕ №1


Раздел 1 Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира (6 тем)

Часть 1.

Тема 1: Естественнонаучная и гуманитарная культуры (определение культуры, два вида культуры, разрыв между гумм и ен культурами, определение науки, отличие естественных наук от гуманитарных наук, дифференциация и интеграция наук, псевдонауки, структура естествознания, критерии и нормы научности)

В понимании слова «культура» различают два подхода: 1 – материалистический, 2 – метафизический.

1) Обычно от лат. Colere “возделывать землю” (культивировать, с труда человека).

2) Метафизическое от слова “культ” от лат. cultus почитание культ предков, природных сил. Считается, что культура начинается тогда, когда начинается похоронные обряды (осмысленные), т.е. за телом и материальным миром представляется душа, дух и т.п.

Наиболее универсальное определение культуры.

Культура — это совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность по производству этих ценностей и использованию.

Культура отличает человека от других животных. Другие животные в основном только приспосабливаются к к условиям окружающего мира, а человек меняет эти условия, приспосабливает мир для себя.

Сейчас, все сферы культуры делят на два вида: естественнонаучная и гуманитарная.

К ЕНК относится: Естественно прикладные науки, Техника, Производственные технологии, Всё материальное

К гуманитарной относится: Искусство, Философия, Религия, Мораль, Право, Социология, История и т.д.

Наука отличается от искусства своей рациональностью, использованием понятий и теорий, а не образов; от философии – возможностью рациональной проверки выводов; от религии своей опорой на разум и опыт, а не на веру; от мифологии – тем, что она стремится познать мир не в виде образом, а в виде закономерностей.

Наука внесла и вносит неоценимый вклад в комфортное существование человека.

Господствующее место в культуре и мировоззрении долгое время занимала не наука, а религия.

Реальный практический эффект от науки начал ощущаться с 19 века. Паровой двигатель в пароходах и паровозах, заводы фабрики. Электричество, телефон, радио, автомобиль, самолет, компьютер.

В середине 20 века Чарльз Сноу отметил разрыв между ЕНК и гуманитарными культурами. Создание ядерного оружия.

Гуманитарии не знают ЕНК, а ЕНК оторваны от гуманитарии(позитивисты говорят, что истинными может быть только Е.н. знания, а такие понятия, как “душа” и “дух” исполняют гуманитарии, чтобы оправдать своё существование)чтобы не двигаться в одном направении, Если не преодолевать этот разрыв, то наступит гибель всего человечества. Нужно выбрать целостный подход, т.е. чтобы эти направления дополняли друг друга.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Структура естествознания: физика (механика, термодинамика, физика колебаний (волн) квантовая механика), химия (неорганическая, органическая, химия материалов), биология (ботаника, зоология, цитология – о клетке, генетика – проблемы наследственности и изменчивости), науки о земле (геология, география, экология и др). Космология изучает космос как целое (астрономия, космогония, изучает строение и происхождение планет, звезд, галактик).

В науке идут сложные процессы дифференциации и интеграции знания.

Дифференциация науки — это выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки. Например, физика твердого тела, физика плазмы.

Интеграция науки – это появление новых наук на стыках старых, процесс объединения научного знания. Физическая химия, химическая физика, биофизика.

Критерии и нормы научности. Псевдонауки

Критерии научности позволяют отличать научные знания от ненаучных:

Системность. Внутреннее единство, наличие исходных принципов, фундаментальных понятий, знаний, выводимых из фундаментальных понятий и принципов по законам логики. А также опытные данные, математический аппарат, язык науки, практические выводы и рекомендации.

Наличие отработанного механизма для получения знания. Наличие людей, специализирующихся в этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, необходимых материалов, технологий. Для этого в обществе должен быть запрос на эту деятельность. Средства фиксации знания,

Теоретичность, т.е. получение истины ради самой истины. На Востоке было много практических открытий – компас, порох. Компас для гаданий и путешествий, но о причинах магнетизма не задумывались.

Рациональность. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.

Наличие экспериментального метода исследования, математизация науки.

Универсальность, общезначимость, интерсубъективность данных науки. Любой ученый должен получить такие результаты.

Достоверность. Критичность.Незавершенность.Высокая степень подтверждаемости прогнозов.

Псевдонау́ка (от греч. ψευδής — «ложный» + наука; синоним — лженау́ка) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся[1][2].

Псевдонаука отличается от истинной науки отрывочными несистемными знаниями, не связана с получением достоверного знания, восхвалением своих результатов и невосприимчивостью к критике.

К псевдонаукам относят астрологию, спиритизм, парапсихологию, уфологию.

Тесты по теме 1.

1.1. В гуманитарных науках в отличие от естественных …а) знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого б)  используется нестрогий образный язык в) знание обязательно проходит многократную проверку опытом г) изучаются только типичные, универсальные процессы

1.2. От истинной науки псевдонаука отличается (3 отв) … а) системностью знания б) не связана с получением достоверного знания в) невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов г) строгим критическим подходом к исходным данным д) отсутствием в своем содержании противоречащих фактов е) отрывочными несистемными знаниями 

1.3. Результатом процесса дифференциации научного знания являются (2 отв) … А) биофизика; б) химическая физика; В) астрофизика; Г) квантовая механика; Д) генетика

1.4. Результатом процесса интеграции знания является _____________ химия.

А) фармацевтическая б) органическая  в) аналитическая г) неорганическая

1.5. Естественные науки характеризуются … а) преобладанием качественных оценок б) обязательной опытной проверкой полученных знаний в)  использованием образного языка г)  полным совпадением объекта и субъекта познания

1.6. Пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов занимает … а)  антропология б)  палеонтология в)  эмбриология г)  морфология

1.7. Универсальным языком естествознания является … а) физика б) математика в)  философия г) филология

Тема 2. Научный метод познания (Методологические принципы развития науки, Нормы научности: Уровни и формы научного познания)

2.1. Методологические принципы развития науки.

Дополнительно к критериям для отличия науки от ненауки сформулированы принципы:

Принцип верификации (проверять) какое либо понятие или суждение имеет смысл, если оно сводимо к опыту. Это подход неопозитивистов.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основоположником позитивизма является французский философ 19 в. Огюст Конт (см. закон трех стадий). Неопозитивисты (логические – Л. Витгенштейн, Б. Рассел; физические – Мориц Шлик, Рудольф Карнап; 1920-е гг.) предлагали свести науку к фактам и к логике. Основная цель позитивизма и неопозитивизма – борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т.п. «если нам удается выразить факты в «протокольных предложениях», без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания» [Шлик М.].

Принцип фальсифицируемости (принципиальной опровержимости утверждения) (сформулирован Карлом Поппером 1935): то знание может претендовать на научность, которое в принципе опровержимо.

Поппер считал, что основные усилия учёных д.б.направлены на опровержение знаний (достаточно найти 1 чёрного лебедя, чтобы опровергнуть, что все лебеди белые). Поппер считал, что нужно не подтверждать научные теории, а испытывать их на прочность. Такой критический подход гораздо лучше способствует росту научного знания. Впрочем, принцип верицифируемости не утратил своей актуальности.

Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой.

Методологический подход Пола Фейерабенда – методологический анархизм. Он считает, что не нужно запрещать научные теории, а просто выдвигать всевозможные различные теории. «Допустимо всё».

4. Принцип соответствия Нильса Бора. Если Поппер призывал опровергать научные теории (даже самые авторитетные), то Нильс Бор выдвинул принцип соответствия, утверждающий преемственность в развитии научного знания:

теории, справедливость которых была экспериментально установлена для определенной группы явлений, с построением новой теории не отбрасываются, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельное выражение законов новых теорий. Выводы новых теорий в области, где справедлива старая теория, переходят в выводы старых теорий.

Принцип соответствия был сформулирован Н. Бором в 1923 г., когда физики столкнулись с ситуацией, что рядом со старыми, давно оправдавшими себя теориями (например, с механикой Ньютона), появились новые теории (теория относительности Эйнштейна), описывающие ту же область действительности.

Нормы научности:

Универсальность, т.е. исключение любой конкретики(место, времени, субъекта)

Согласованность — данные одной науки не противоречили другой.

Простота – хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов.

Объяснительный потенциал – объяснять существующее явления предметной области

наличие предсказательной силы – хорошая научная теория должна подсказывать прогнозы на будущее.

Непредвзятость. По карлу Попперу, предвзятость — это тягчайшее преступление интеллекта. Неопровержимость – недостаток научной теории, т.к. тормозит развитие всей науки, мешает развитию интеллекта. Нужно рассматривать все мнения, а не опираться на одно.

2.2. Уровни и формы научного познания

В современном естествознании обычно выделяют эмпирический и теоретический уровни познания.

Эмпирический уровень познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.

К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Можно сделать наблюдение, что на Земле любой предмет (а не только яблоки) будет падать сверху вниз. Но еще один непреложный факт — то, что звезды и планеты, которые мы можем увидеть у себя над головой, на Землю не падают. Выявить разницу между этими событиями, а также объяснить их причину на уровне эмпирического обобщения невозможно. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания.

Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.

Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания — теоретические.

Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области реального мира.

При всех различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями познания нет непреодолимой границы: теоретический уровень опирается на данные эмпирического, а эмпирическое знание не может существовать без теоретических представлений, оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Формы научного познания

К основным формам научного познания относятся научные факты, проблемы, гипотезы и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают динамику процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе исследования или изучения какого-либо объекта.

Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание. Научный факт — это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины и т.п.). Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на землю, то это всего лишь единичное наблюдение. Но если мы фиксировали подобные падения неоднократно, то можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

Трудность заключается в том, что в непосредственном наблюдении зафиксировать сущностные характеристики предмета практически невозможно. Поэтому прямо перейти с эмпирического на теоретический уровень познания тоже нельзя. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Поэтому следующим шагом в научном познании становится формулирование проблемы.

Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем — основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой.

Гипотеза — это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше фактов, подтверждающих гипотезу, найдено, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как заблуждения, если их проверка дает отрицательный результат. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, а вспомогательную роль при этом играет логический критерий истины.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

Теория — это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главная задача теории — описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Иными словами, теория представляет собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.

Научная теория — это развивающаяся система знания, главными элементами которой являются принципы и законы. Принципы — это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

2.3. Методы научного познания

Особенные методы делятся на 3 группы: эмпирические, теоретические, всеобщие

А) к эмпирическим методам относятся:

Наблюдение целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, нужно целенаправленно наблюдать потом всё измерить и записать.

Эксперимент — искусственно создаваемые условия. Это наблюдение специально создаваемых контрольных условий это есть воздействие исследования на объекте.

Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка, сведений об объектах (искусственный язык – язык символов, обозначающий, присутствующей каждой науки)

Измерение, сравнение объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам производят с помощью устройств и записывается с помощью единиц измерения. Единица измерения – это эталоны с которыми сравниваются полученные данные. В 1960 г была принята СИ (международная система единиц) м,кг,с,ампер, и т.д.

Б) Методы теоретического познания

Формализация – использование специальных символики для обозначения изучаемых процессов действительности. Например: математическая символика естествознания F=mg ,такая формула позволяет сохранить.

Аксиоматизация— построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется.(в геометрии)

Гипотетико-дедуктивный метод, для разрешения проблемы выдвигаются разные гипотезы. Из гипотезы выдвигаются следствия направления следствия, затем (дедуцируются) они опровергаются если они опровергаются, то гипотеза не верна.

В) Всеобщие методы

Анализ – это расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения.

Синтез – соединение ране выделенных частей предмета в единое целое после анализа нужно собрать, связать. Установить связь.

Абстрагирование – отвлечение от ряда несуществующих для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Существенное – то, без чего предмет не может быть самим собой.

Обобщение – приём мышления в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция – это умозаключение от частного знания к общему. Например: железо электропроводен, al, cu- электропроводны. Это все металлы, значит – все металлы электропроводны.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному. Например: все металлы электропроводны, серебро – медь, значит тоже электропроводен.

Аналогия – умозаключение, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, заключают об их сходстве в других признаках. Например: объект А обладает признаками X, Y,Z объект B обладает признаками X ,Y. На основе этих посылок, мы предполагаем что объект B имеет также признак Z. Аналогия дает возможность делать какой то прогноз.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копий (моделей) замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих исследователя. Исполняется при конструировании технических вещей.

Классификация – деление всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким либо важным для исследования признаком.

Правила классификации: Деление должно производиться по одному основанию (признаку); Члены деления должны исключать друг друга; Классификация должна быть полной (т.е. включать всех членов); Классификация должна быть непрерывной, т.е. не закончив деление одного уровня нельзя переходить к делению другого уровня (ошибка – «скачок в делении») например: растения делятся на травы, кустарники и сосны(деревья). Например: люди делятся на мужчин, женщин, стариков, детей. Здесь два основания: по полу, по возрасту, а правильно нужно: 1 люди делятся на мужчин и женщин 2 люди делятся на стариков и детей.

Тесты по теме 2. Принципы, уровни, формы методы

2.1. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части 2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему 3) изучение объекта путем создания и исследования его копии

А)  дедукция Б) анализ В) моделирование Г) индукция

2.2. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью: 1) точность 2) системность 3) объективность

А) знание максимально должно быть приближено к объективной реальности

Б) в структуре знания прослеживается внутреннее единство и взаимосвязь всех составляющих частей

В)  знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого

Г)  научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом

2.3. Сопоставьте форму научного знания и ее пример: 1) гипотеза 2) закон 3) теория

А)  существование фундаментальных частиц вещества – кварков

Б)  сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц

В) кварковая модель строения атомного ядра

Г)  существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра

2.4. Сопоставьте форму научного знания и ее пример: 1) гипотеза 2) закон 3) теория

А)  сохранение и превращение энергии в процессах развития живых систем

Б)  абиогенный синтез в условиях ранней Земли

В)  возникновение жизни как результат биохимической эволюции

Г)  разнообразие живых организмов на Земле

2.5. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования: 1) эксперимент 2) абстрагирование 3) дедукция

А)  рассмотрение планет в виде материальных точек при описании их движения в Солнечной системе

Б)  вывод о падении тел в поле тяготения Солнца на основе закона всемирного тяготения

В) проведение колебательной реакции Белоусова–Жаботинского в тонком слое привело к образованию спиральных волн на поверхности

Г)  первый закон термодинамики является обобщением эмпирического опыта человечества

2.6. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером: 1) гипотеза 2) научный факт 3) закон

 Одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере

 многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период

 функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания

 положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции

2.7. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования: 1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение

 написание структурных формул биоорганических соединений

 многократное проведение синтеза органических молекул, свойственных живому, из неорганических газов

 получение сведений об агрегатном состоянии, цвете, запахе веществ, выделяющихся в химической реакции

 выделение общих признаков, свойственных всем анаэробным бактериям

2.8. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:1) принцип верификации 2) принцип фальсификации 3) принцип соответствия

А)  для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом

Б)  любая научная теория и любое положение обязательно должны выдержать критику и опровержение со стороны как автора, так и оппонентов

В)  квантовая и классическая механика дают одинаковые результаты при описании объектов, для которых можно не учитывать корпускулярно-волновой дуализм и соотношения неопределенностей

Г)  для полного описания поведения микрообъекта необходимо знать как его корпускулярные, так и волновые характеристики, которые могут быть получены только в разных экспериментах

2.9. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:1) принцип верификации 2) принцип фальсификации 3) принцип соответствия

только то знание может претендовать на статус научного, которое в принципе опровержимо

истинность утверждения должна быть установлена путем многократного сопоставления с опытом

статистическая теория и соответствующая динамическая теория дают одинаковые результаты в том случае, когда можно пренебречь ошибками в определении начального состояния системы, а флуктуации незначительны

для полного и глубокого описания природного явления необходимо использовать разные противоположные системы понятий, при этом исключено одновременное применение этих систем

2.10. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования: 1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение

многократное проведение синтеза органических молекул, свойственных живому, из неорганических газов

написание структурных формул биоорганических соединений

получение сведений об агрегатном состоянии, цвете, запахе веществ, выделяющихся в химической реакции

выделение общих признаков, свойственных всем анаэробным бактериям

2.11. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером: 1) гипотеза 2) научный факт 3) закон

Одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере

многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период

функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания

положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции






See also:
Яндекс.Метрика