тест философия 1


ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Укажите суждения, наиболее полно характеризующие феномен мировоззрения:

а)  совокупность повседневных знаний о взаимодействии человека и природы;

б) комплекс представлений человека о себе и о мире;

в) система современных физических знаний об эволюции Вселенной.

2. Отметьте типы мировоззрения в соответствии с последовательностью их исторического возникновения:

а) философское;3 б) религиозное; 2 в) мифологическое. 1

3. Назовите проблемы, являющиеся общими для философского, религиозного и мифологического мировоззрения:

а) происхождение мира; в) отношение человека к миру; д) происхождение человека;

4. Укажите характерные черты философского мировоззрения:

а) рациональность г) обобщенность; д) критичность; е) концептуальность;

5. Определите время возникновения философии:

в) VIII–VIвв. до н. э.;

6. Отметьте основные функции философии:

в) мировоззренческая; д) методологическая; ж) гносеологическая; з) аксиологическая.

7. Определите соответствие разделов философии и изучаемой ими проблематики:

а) гносеология; 3

1) учение о ценностях;

б) онтология; 5

2) учение об обществе;

в) методология; 4

3) учение о познании;

г) аксиология; 1

4) учение о правилах познания;

д) социальная философия. 2

5) учение о бытии.

8. Выберите вариант соотношения философии и науки, соответствующий современным особенностям познания:

в) философия опирается на науку, решая свои специфические проблемы, а наука развивается, используя философское знание.

9. Определите, что составляет содержание предмета философии:

г) всеобщие свойства мира, основные закономерности и явления духовной жизни человека, его отношения к миру и обществу.

10. Обозначьте представителей философского материализма буквой «м», а философского идеализма – «и»:

И- Платон; , Д. Юм., М.Хайдеггер, Гегель,

М — П.Гольбах; Демокрит; К.Маркс; Ф. Бэкон

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Ч. 1)

1. Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями:

а) Гераклит;1 1) наивная стихийная диалектика;

б) Парменид; 2 2) учение о бытии;

в) Сократ; 4 3) учение о мире идей;

г) Платон. 3 4) этический рационализм.

2. Укажите имена древнегреческих мыслителей, которые разрабатывали проблему первоначала и единой основы мироздания:

б) Фалес; г) Гераклит; д) Анаксимен; е) Анаксимандр.

3. Назовите древнегреческих философов, которых называли «учителями мудрости»:

в) софисты;

4. Определите, кто из древнегреческих философов осуществил систематизацию всего античного знания:

а) Аристотель;

5. Перечислите философские школы периода эллинизма:

б) стоицизм; г) кинизм; д) эпикуреизм;

6. Назовите черты, характерные для философского мышления Средневековья:

в) идея откровения; е) теоцентризм; ж) креационизм.

1. Выделите основные характеристики философии XVII в.:

а) механицизм; д) метафизический материализм; ж) наукоцентризм.

2. Закончите определение: «Механицизм – это…», выбрав из списка правильные характеристики:

в) мировоззрение, в рамках которого вся совокупность природных и социальных явлений объясняется на основе законов механики.

3. Назовите основное утверждение эмпиризма:

в) основным источником знания является опыт;

4. Определите хронологические рамки немецкой классической философии:

б) середина XVIII–XIX в.;

5. Выделите проблемы, которые исследовал в «критическом» периоде своего творчества, И. Кант:

г) проблема источников познания;

д) этические проблемы.

6. Установите, какое из высказываний наиболее точно раскрывает содержание категорического императива И. Канта:

в) поступай так, чтобы правило твоего поведения могло служить нормой всеобщего законодательства;

7. Назовите, какую позицию в решении вопроса о границах человеческого познания занимал И. Кант:

в) мир вещей-в-себе остается закрытым для человеческого разума, поскольку в процессе познания разум не может выйти за пределы опыта.

8. Обозначьте философскую позицию Гегеля:

в) панлогизм; г) объективный идеализм.

9. Укажите, что определяет сущность человека по Фейербаху:

а) любовь;

10. Определите, какие идеи были характерны для философии просветителей:

а) главные препятствия на пути разума и прогресса – религия и церковь;

ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Общественная наука, по Конту, позитивна, потому что она:

б) использует методы и средства, характерные для точных наук;

в) отказывается от мифов и легенд, ограничиваясь наблюдением

за событиями и установлением регулярных связей между ними;

г) основывается на фактах, опыте (эксперименте), анализе и сравнении;

2. Назовите представителей экзистенциализма:

б)  К. Ясперс;

г)  А. Камю;

3. Термин «экзистенциализм» означает:

в)  философия существования.

4. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:

в) свобода как возможность выбора и несение ответственности.

5. Перечислите философов, которые в XX в. принадлежали к феноменологическому направлению:

б)  Э. Гуссерль;

г)  М. Хайдеггер;

6. Что означает понятие «парадигма»:

в) совокупность принципов и ценностных установок, разделяемых членами научного сообщества.

7. Назовите основателя философской герменевтики:

д)  Г. Гадамер.

8. Феноменологическое понятие «интенциональность» означает:

г) предметная направленность сознания.

9. По Ф. Лиотару, отражением состояния постмодерна в культуре является:

а) ситуация кризиса и утраты легитимности больших повествований;

10. Персонализм – это направление, которое…:

в) утверждает фундаментальное значение личности, ее свойств и проявлений на уровне творчества для ответа на вопрос о человеческом бытии.

11. Представителями философии постмодернизма являются:

г) Ж. Бодрийяр;

е) Ж. Деррида;

з) Ж.-Ф. Лиотар.

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ

САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Назовите белорусского мыслителя – идеолога антитринитаризма:

а) С. Будный;

2. Назовите представителей Возрождения и Просвещения в Беларуси:

а) Ф. Скорина;

б) С. Полоцкий;

в) К. Лыщинский;

3. Определите философскую позицию белорусского философа XVII века К. Лещинского:

в) материализм и атеизм.

4. Установите, какая идея связана с именем канцлера Великого княжества Литовского Л. Сапеги:

а) идея правового государства;

5. Определите время появления самобытной русской философии:

в) XIX в.;

6. Укажите основные особенности русской философии:

а) поиски скрытого смысла христианства;

в) выдвижение на первый план проблемы смысла человеческого бытия и закономерностей истории;

д) эмоционально-образный стиль изложения;

ж) антиномизм в понимании мира, человека и истории.

7. Из приведенного перечня выделите основные темы и проблемы русской философии XIX в.:

а) космизм;

в) проблема выбора пути развития России;

д) проблема социальной справедливости;

е) религиозно-этическое искательство;

ж) философия всеединства;

8. Определите проблему, составлявшую предмет дискуссии между славянофилами и западниками:

а) исторические судьбы России и русского народа в мире;

9. Назовите представителей славянофильства XIX в.:

А. С. Хомяков; Н. П. Огарев; И. В. Киреевский; братья Аксаковы;

10. Решите, можно ли согласиться с тем, что славянофилы позитивно относились к идее революционного преобразования российского общества:

а) нет,

11. Выделите виднейших представителей западничества XIX в.:

А. И. Герцен, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин.

12. Назовите представителей естественнонаучного направления русского космизма:

б) К. Э. Циолковский; в) В. И. Вернадский; г) М. А. Умов; д) Н. Г. Холодный; ж) А. Л. Чижевский.

13. Назовите представителей религиозно-философского направления русского космизма:

а) В. С. Соловьев; е) Н. Ф. Федоров;

14. Как известно, идеи русской философии ХIХ–ХХ вв. оказались близки некоторым направлениям развития философской мысли Запада. Укажите соответствие между русскими мыслителями и родственными им западноевропейскими философскими школами:

а) Ф. Достоевский; 1

1) экзистенциализм;

б) Н. Бердяев; 2

2) персонализм;

в) Л. Шестов; 1

3) феноменология;

з) Г. Шпет;3

4) герменевтика.

и) М. Бахтин.4

ТЕМА 5 МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

1. Материя в философском понимании есть:

г) объективная реальность;

2. Субстанция – представляется как:

а) единая основа (материальная или духовная) всего существующего;

3. Атрибут – это свойство, которое характеризуется:

а) неотъемлемостью;

б) необходимостью;

в) существенностью;

г) периодичностью;

д) объективностью;

е) причинностью.

4. Перечислите явления, которые характеризуют категорию «движение»:

а) развитие;

б) изменение;

в) филогенез;

г) онтогенез;

д) прогресс;

е) регресс;

ж) катаклизмы.

5. Развитие представляет собой изменение материальных и идеальных объектов и характеризуется:

а) объективностью;

б) необратимостью;

в) закономерностью;

г) причинностью;

д) преемственностью;

е) накоплением положительного;

з) направленностью.

6. Время это:

а)  форма бытия материи, выражающая последовательность развития и длительность существования объектов;

б) форма чувственного созерцания, упорядочивающая комплексы ощущений;

в) невозможность будущего;

г) необратимость любых изменений в мире.

7. В современной философии пространство это:

а) атрибут материи, характеризующийся структурностью, протяженностью и взаимодействием;

8. Бытие есть:

а) космос, совершенный, вечный, материальный;

б) мир идей;

в) природа в целом;

г) существование во всех возможных формах;

д) внешний по отношению к человеку мир;

е) предметный мир, противостоящий познающему субъекту;

ж) целостность жизни, материальной и духовной.

9. Назовите виды материи:

а) вещество; в) поле; е) физический вакуум;

10. Выберите формы движения материи:

а) механическая; б) физическая; в) химическая; и) социальная; к) биологическая.

11. Обозначьте утверждение, соответствующее субстанциальной концепции пространства и времени буквой «Х», а утверждение соответствующее реляционной концепции пространства и времени – буквой «Y».

а) пространство и время – это автономные сущности, не зависящие от матери;х



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика