тест для 9а


Словарные диктанты

Задание: определить виды связи в словосочетаниях.

Участвовать в акции; прочувствованная речь; точный расчёт; артиллерийский снаряд; интеллигентный человек; обаятельная актриса; рассчитанный приём; искусство архитектуры; возлагать обязанности; воплощать замысел; притворно восхищаться; сократить пребывание; бескорыстная помощь; безымянный палец; претворять в жизнь; чересчур циничный; беспринципное поведение; змеиный язык; ловко притворяться; очарованный странник; рокочущий двигатель; бледнолицый брат.

Задание: определить части речи в словосочетаниях.

В рыбачьей лодке; кое с кем встретишься; надо добраться в течение суток; пройдёшь ли то же расстояние; о народном просвещении; искусный дирижёр; неисправимый карьерист; деревья в инее; выжженная земля; драматический театр; девятибалльное землетрясение; изысканные яства; отрежьте пол-лимона; блеснуть вдали; обессилел от усталости; беспроигрышный вариант; стелющиеся растения; правленый текст; распахнуть настежь; пройти пол-улицы; подравняться в строю; веско аргументировать.

Задание: подчеркнуть глаголы и их формы; сделать фонетический разбор глаголов.

Предмет наподобие пирамиды; избирательная кампания; разрядить ружьё; выпишите мне рецепт, пожалуйста; настроена оптимистически; напряжённые тренировки; приготовьте праздничный ужин; неисследованная местность; расспрашивая старожилов; вычитание чисел; в волчьей стае; единичный случай; о развевающемся знамени; примерив одежду; умаляющий чьи-то достоинства; увядающая природа; детективный сериал; аккомпанемент гитары; багровое пятно; объективное мировоззрение; движение навстречу; бормочущий извинения.

Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу причастий (I вариант — полных, II — кратких).

Пренеприятнейшее известие; масляная краска; учиться с ровесниками; обклеена моющимися обоями; чуть-чуть приукрасить; пригласить в гостиную; профессиональная фотосъёмка; добросовестно выполненная работа; расколота надвое; клеящее вещество; оставьте пререкания; иллюзии развеяны; относиться философски; перегнать сверстников; кристальная чистота; настаивать на апелляции; вследствие засухи; масленые блины; парчовый наряд; разредить растения в палисаднике, трёхэтажное здание.

(I вариант: моющимися, выполненная, клеящее; II — обклеена, расколота, развеяны.)

Задание: выполнить морфологический разбор наречий.

Колоссальный успех; опрокинуться навзничь; искусственно обезводили болото; нерастворимые в воде кристаллы; сплошь покрытый зеленью; дружная сплочённость; гранённый ювелиром алмаз; смышлёный ребёнок; принести извинения; удивительно пахуч; внезапное озарение; несклоняемые существительные; матросская бескозырка; забраться в глубь тайги; подстреленный заяц; неутомимый труженик; неприступная крепость; электрификация района; говорить по-французски; кроенный по мерке костюм; поравняться с прохожим.

Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 1

А1. В каком предложении подчинение придаточных последовательное?

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она посте

пенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью,

необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря,

чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был про

быть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его

обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

2) Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года

Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «незабвенный покойный родитель».

3) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут. 4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку

на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.

A3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться не смогу.

1)1,2

2)1,3

3)2,3

4)1,2,3

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в сим

бирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

2) Каждый раз когда приближалась осень начинались раз

говоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.

3) Вопрос о том почему совершаются преступления и про

ступки людей изучался издревле.

4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.

В1. Напишите вид подчинения придаточных в данном предложении.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

С1. Определите, какие художественные приёмы использованы в этом фрагменте стихотворения А.С. Пушкина (см. задание В1). Напишите, какую роль они играют.

Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 2

А1. В каком предложении подчинение придаточных параллельное?

1) В. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился

к людям, с которыми легко и просто».

2) К.С. Станиславский считал, что будущее театра — в углублённом психологическом реализме, что необходимо решение сверхзадач актёрского перевоплощения.

3) Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот,

у кого хорошая память.

4) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Для того чтобы народ мог контролировать государство,

и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, существует институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

2) СССР был связан с Чехословакией договором о взаимной помощи, в котором была существенная оговорка, в соответствии с которой Советский Союз мог оказать военную помощь Чехословакии лишь в том случае, если подобные меры предпримет и Франция.

3) Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.

4) В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака

снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

A3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасности (3) то она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан.

1)1,2,3,4

2)1,2,3

3)1,3,4

4) 2,3,4

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Самые большие наводнения происходят в нижнем течении Вай-Фудзина там где река принимает в себя сразу два притока.

2) Подозреваемых могут отпустить если выяснится что они

ничего противоправного не совершали.

3) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла

ярость тогда налетел второй селезень.

4) Чтобы помочь машине и наверстать время которое поте

ряли при затянувшейся погрузке капитан приказал поставить парус.

В1. Напишите вид подчинения придаточных в данном предложении.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

С1. Определите, какие художественные приёмы использованы в этом фрагменте стихотворения А.С. Пушкина (см. задание В1). Напишите, какую роль они играют.

Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения»

Вариант 1

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Плотники-дятлы понастроили в дуплах удобные домики () и в них охотно поселились скворцы.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя

тая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекатель

ная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич.

2) Когда начинался лов, на судне было много работы.

3) После того как прошла гроза, стало легче и приятнее дышать.

4) Я опустил в реку ладонь, чтобы узнать направление те

чения.

A3. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Представляешь, что могло случиться?!

2) Остаётся только сожалеть, что подлинник «Слова о полку

Игореве» безвозвратно утрачен.

3) До сих пор вспоминаю дни, что мы провели на берегу Японского моря.

4) Столько искренности и силы было в её голосе, что зал

слушал с замиранием сердца.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову (1) и мысли пришли в обычный порядок

(2) я понял (3) что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

1)1,2

2)2,3

3)1,3

4)1,2,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха представшая через историю героя и сюжет то это произведение является романом.

2) Сначала Печорин глазами которого читатель изучает

княжну не отличает Мери от других светских девушек.

3) Где некогда всё было пусто голо теперь младая роща раз

рослась.

4) Если в результате удара молнии начался пожар на даче бизнесмена и его имущество сгорело преступления не будет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Река, что берёт начало в горах далее теряется в пустыне. 2) Брюса почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

3) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт целый день.

4) Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию,

услышать которую мне никак не удавалось.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)Мирискусники заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству функцию, нанесли огромный вред русской живописи. (2)Они считали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности, что оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

В1. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (1).

В2. Найдите в предложении (1) слово, к которому относится придаточное. Напишите морфологическую принадлежность этого слова.

ВЗ. Найдите в предложении (2) средства связи, при помощи которых придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этих средств связи.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложении (2).

С1. Согласны ли вы с точкой зрения участников творческого общества «Мир искусства», сформулированной во втором предложении текста? Обоснуйте своё мнение.

Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения»

Вариант 2

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С крыши капала вода ( ) и унылый звук её падения странно сливался со стуком часов.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя

тая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед

союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то особенного.

2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.

3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ

на берегу оживился.

4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

A3. Какое предложение содержит придаточное условное?

1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?

2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицер

ский чин.

3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень хорош храм на Нерл и летом (1) когда косари выходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зелени появляются солнечные подпалины.

1)1,3

2)2,3

3)1,2

4)1,2,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть

которого освещалась заходящим солнцем.

2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться

не тем что он есть а гораздо крупнее.

3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.

4) С юридической точки зрения колхозник не имевший пас

порта был привязан к колхозу так же как когда-то крепостной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался

в воду, что брызги долетали до меня.

2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви

деть Волгу.

3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто

лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин

было немного.

4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок

Европы, победить которых очень и очень нелегко.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)В начале XX века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (З)Новаторство идей, которые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

В1. Найдите в предложении (1) средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (2).

ВЗ. Найдите в предложении (3) слово, к которому относится уточняющее придаточное. Определите морфологическую принадлежность этого слова.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложении (3).

С1. Напишите, в чём вы видите заслуги В.И. Вернадского, объясните, как вы понимаете выражение «революция в естествознании».






See also:
Яндекс.Метрика