тематическое планирование изо 4кл


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственной программы «Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.2– 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009» по предмету «Изобразительное искусство» Т. Шпикалова.

Таблица тематического распределения количества часов, составленная на один учебный год:

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

2

На дворе – осень, погод восемь

8

3

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

4

Повернись к мирозданию

8

ИТОГО

34

Содержание обучения, перечень практических работ, требования по подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с Государственной программой по предмету.

Ведущая тема года:ВЕЧНЫЕ  И  ЛЮБИМЫЕ  ОБРАЗЫ  В  ИСКУССТВЕ

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).      Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:      с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);      с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);      по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;      по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.      Опыт художественно-творческой деятельности:      изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала…»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю…»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);      изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);      изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах…»);      составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время…»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет…»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.      Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).      Опыт художественно-творческой деятельности:      ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;      ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;      ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки…»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка… на ней кони…»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;      ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Примечание

Рыбам – вода,

птицам – воздух,

человеку – вся земля – 8 час

1

1

Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве.

2

2

Древо жизни – символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки.

3

3

Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция.

4

4

Цветущее дерево – символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи.

5

5

Пава-краса, птица счастья. Изображение городецких птиц. Включение их в композицию.

6

6

Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение мотива коня в технике Городецкой росписи.

7

7

Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам городецкой росписи.

8

8

Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера.

На дворе – осень,

погод восемь – 8 час

9

1

Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики.

10

2

Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники.

11

3

Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении.

12

4

Родословное древо. Семейный портрет.

13

5

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды.

14

6

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев».

15

7

Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками.

16

8

Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление.

Что было, видели деды;

что будет, увидят внуки

– 10 час

17

1

Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов.

18

2

Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция.

19

3

Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема. Тематический натюрморт.

20

4

Вещь во времени и пространстве. Декоративный натюрморт.

21

5

Да, были люди в наше время… Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г.

22

6

Да, были люди в наше время… Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

23

7

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома.

24

8

Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха.

25

9

Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам /графический рисунок с раскраской/.

26

10

Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката.

Повернись к мирозданию – 8 час

27

1

Вода — жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа.

28

2

За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа.

29

3

За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа. Завершение работы

30

4

Этот праздник со слезами на глазах. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям.

31

5

Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали.

32

6

Резьба по ганчу. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы.

33

7

Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров.

34

8

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен      знать/понимать:      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;      • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;      • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;      • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи — растительный и зооморфный, антропоморфный;                        уметь:      • применять приемы акварельной живописи (по сырому, а-ля прима и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;      • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;      • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);      • соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);      • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;      • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;      • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;      • в самостоятельном творчестве;      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;      • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;      • проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.






See also:
Яндекс.Метрика