Технология ученической исследовательской работы


Технология ученической исследовательской деятельности в

начальной школе.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка.

В настоящее время в НШ большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет развивать у детей потребность в самостоятельном познании, логическое мышление, творческие способности; формировать умения выдвигать гипотезы, обсуждать возможные варианты доказательств, устанавливать причинно- следственные связи.

Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий.

Мне в этом помогает книга «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочая тетрадь

«Я – исследователь» под редакцией Александра Ильича Савенкова

Исследовательскую работу я строю по 6 этапам:

На своём примере я покажу, как провожу исследовательскую работу с детьми и остановлюсь на каждом этапе подробнее.

Этап 1. Выявление учеников, желающих заниматься

исследовательской работой. Мотивация ученика и учителя.

На 1 этапе был проведён классный час на тему «Почему человек болеет?»

Приведены интересные факты из жизни. Кто хочет узнать подробнее, были приглашены на дополнительное занятие.

На первом занятии придумали девиз, названия и эмблему нашей группы

и даже переделали песню, которая соответствует названию, девизу и эмблеме.

( которую исполняла Майя Кристалинская «Топ – топ»)

Этап 2. Выбор темы, постановка проблемы, задач,

выдвижение гипотезы.

На втором занятии были поставлены проблемные вопросы.

Один из которых звучал так : А знаете ли вы, как сохранить улыбку красивой?

Почему поставлен был такой вопрос? Когда прошёл медосмотр больше половина класса были отправлены к стоматологу.

И так появилась тема по исследованию

Тема: Как сохранить улыбку красивой?

И тут сформировалась цель

Цель: узнать, как сохранить улыбку красивой…

Из цели вытекают следующие задачи

Задачи:

Собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников.

Привести в систему знания о зубах и уходу за ними.

Разъяснить значения состояния зубов и полости рта для организма.

И формируются детьми различные гипотезы (предположения)

Гипотезы:

Допустим, без зубов не будет красивая улыбка.

Предположим, что человек не может жить без улыбки.

Этап 3. Составление плана исследования.

Для того чтобы составить план, надо ответить на

вопрос как мы можем узнать что-то новое о том,

что исследуем? Для этого надо определить, какими

методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их

по порядку. Доступные методы исследования в НШ:

Этап 4. Индивидуальная работа руководителя с учащимися.

Идёт сбор материала, работа в библиотеках, музеях,

лабораториях, консультации с руководителем.

Тут же подключаются методы исследования

Подумать самостоятельно

Отчего зависит красивая улыбка и почему?

От красивых зубов.

Красивая улыбка говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы.

Появляется опять проблемный вопрос:

Как сохранить красивые зубы?

Посмотреть книги о том, что исследуешь

Дальше идёт работа с книгами, энциклопедиями.

Хочется остановиться на интересных фактах, которые нашли дети.

Зубы мудрости могут вырасти к 60 и 70 годам

У 10% людей зубов мудрости нет

Ливенгук в 17 веке протирал зубы солью, после этого он обнаружил у себя во рту микробы.

Чернение зубов.

В старину в Японии, Индокитае женщины чернили

зубы лаком, красителями. И сегодня можно увидеть такие лакированные зубы у пожилых жительниц вьетнамских деревень Делалось это ради того, чтобы выказывать свою принадлежность к кругу знати. Чёрные зубы символизировали статус замужней женщины.

Спросить у других людей.

Прошёл социологический опрос

Представлю некоторые ответы детей и педагогов:

Красивая улыбка привлекает внимание и помогает в общении.

Чтобы другим дарить тепло, радость.

Красивая улыбка зависит от красивых зубов.

Обратиться к компьютеру.

Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

«Беззубое поколение» или «Поколение «Пепси»

Медики США обнаружили, что энергетические напитки, содовые и газировки очень опасны для здоровья зубов. В таких напитках опасен уровень среды РН. Он приводит к эрозии зуба и разрушению структуры, вызванной эффектом распада кислоты. Если вы пьёте сладкую газированную воду или холодный чай каждый день, существует большой риск, что в скорее вы не сможете «блеснуть» красивой белоснежной улыбкой. Даже если вы удаляете жажду такими напитками, эксперты советуют их пить при помощи соломки, чтобы избежать попадания жидкости на зубы и сразу после потребления ополаскивать рот.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.

Провести эксперимент

Это значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Эксперимент 1

— взять стакан газированной воды и яйцо сырое со скорлупой

— одну сторону яйца обработать зубной пастой с фтором и опустить в стакан с газированной водой

Вывод: Скорлупа яйца необработанная фтором стала мягкой, а газированная вода мутной. Вторая половина яйца, обработанная зубной пастой с фтором никаких изменений не произошло. (этот эксперимент не подтвердился)

Эксперимент 2

Группа исследователей во главе с профессором Такаси Цудзи для опыта использовала мышонка с еще не сформировавшимися зубами. Из зародыша одного из его зубов были взяты клетки. Затем их по особой методике выращивали в желеобразном коллагене. В результате удалось получить новый полноценный зародыш зуба, который пересадили взрослой мыши на место вырванного резца.

Он хорошо прижился и стал развиваться. Специалисты, в частности, зафиксировали появление в нем нерва, соединение с кровеносными сосудами, формирование полноценной эмали и прочих компонентов.

По словам профессора Цудзи, еще предстоят длительные эксперименты для проверки того, можно использовать такую технологию для восстановления зубов человека.

По сбору и обработке материала ребята сделали вывод:

Что красивая улыбка в первую очередь зависит от красивых здоровых зубов.

А для этого надо: есть полезные продукты, ухаживать за своими зубами и регулярно посещать врача.

Этап 5. Оформление выполненных исследований и проектов.

Этап 6. Итог исследовательской работы – выступление на

уроке, школьной конференции.

Участие учащихся в исследовательской работе повышает их познавательную активность, уровень творческой деятельности во внеурочное время, развивает коммуникативные качества.

 






See also:
Яндекс.Метрика