Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познават


И.В.Таболаева

Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников

МОУ лицей №2

Краснооктябрьского района

г. Волгограда

Одна из задач современных исследований современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, состоит в том, чтобы построить педагогическую технологию сопровождения познавательных интересов младших школьников, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, осуществлять дальнейшее использование их в процессе обучения.

Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию. Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращенная к ее собственным мыслям и чувствам, побуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преобразовывать, принимать ответственное решение. Именно она позволяет строить в условиях обучения в начальной школе, целостный процесс развития познавательного интереса от выявления и фиксации до осознания значения полученного результата. Сущность личностной ситуации заключается в нахождении для школьника новых способов преодоления разрыва между знанием и незнанием средствами тьюторского сопровождения.

Личностно развивающую ситуацию следует отличать от проблемной ситуации, используемой столь широко для обучения. Под проблемной ситуацией понимается особый вид интеллектуально-эмоционального взаимодействия субъекта с объектом (проблемой), в процессе которого учащийся осознает противоречие между необходимостью овладеть объектом познания (решение проблемы) и недостатком имеющихся знаний у него. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, проблемные ситуации вызывают интерес, желание включиться в общение, наполняют работу коммуникативным смыслом, такие ситуации могут быть не поняты учеником, не приняты им.

В отличие от проблемной ситуации личностно развивающая ситуация представляет собой целостную систему условий, включающих ученика в поиск смысла приобретаемого знания посредством его переживания с опорой на личностный опыт. Она порождает значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает, говорит, в результате чего развивается познавательный интерес. Целью личностной ситуации является знание, которое изменяет самого ученика, так как оно ориентировано на его индивидуальность. Это изменение и есть главный смысл личностной ситуации. Личностно развивающая ситуация постоянно детерминируют творческий поиск, исключает использование учеником действий по образцу. В этой ситуации возможно использование различных способов самовыражения ученика начальных классов, в том числе с помощью приемов тьюторского самовыражения (самостоятельные суждения, выполнение творческих заданий, составление карты интересов, оказание помощи менее успешным одноклассникам, добровольное участие в конкурсах, играх и др.). Такая деятельность способствует реализации надситуативных целей и развитию познавательного интереса.

Ситуация рассчитана на то, чтобы затронуть сознание, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации, предполагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс развития познавательного интереса, чтобы он не превратился в обязанность, а поставил ученика в новые условия, требующие от него такую модель поведения, которая обеспечила бы его личностный рост.

Содержание личностно развивающей ситуации всегда соответствует интересам младших школьников, вследствие чего каждый ребенок «переживает» и «проживает» предлагаемую ситуацию.

В практике работы педагога-тьютора начальных классов можно использовать технологию тьюторского сопровождения как средства постоянного развития познавательного интереса, на основе отраженной педагогической ситуации. Решение задач по развитию познавательного интереса младших школьников осуществляется последовательно посредством использования тьюторских способов сопровождения в педагогических ситуациях, которые способствуют созданию условий для самореализации и саморазвития. Каждую ситуацию, представляющую фрагмент педагогического процесса, объединяет общая педагогическая цель, предполагающая развитие у младших школьников познавательного интереса к предмету, на основе осознания своего интереса, его личностной значимости при изучении данного предмета и становления исключительно положительного отношения к познавательной деятельности. Во время ситуаций учителем-тьютором и учениками используются соответствующие тьюторские способы развития познавательного интереса.

1)ориентировочный этап развития познавательного интереса:

Используемые в ходе педагогической ситуации «атмосфера» тьюторские приемы способствуют коммуникативно-психологической адаптации к новой обстановке, отличной от обстановки на обычных уроках, и преодолению психологического барьера в процессе общения на уроках, а именно: снятию напряжения, устранению боязни неправильного ответа, выражению своего мнения, проявлению познавательной активности. При этом учителем-тьютором активно применяется способ наблюдения.

2) На мотивационном этапе важны не только и не столько знания и владение учениками предметными знаниями определяющим эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении в контексте изучаемого предмета, находить необходимый материал, расширять границы интереса. Для этого разработана система педагогических ситуаций, названных ситуациями «заинтересовывания», которые раскрывают перед учащимися перспективы владения теми или иными знаниями и представляют собой некую «подводку» к более сложному виду педагогических ситуаций на следующем этапе работы с познавательным интересом.

Именно на этом этапе большое значение придается работе с познавательным вопросом ребенка. Работа с вопросом – это один из тьюторских способов развити Тьюторские техники «вопрос», «портфолио» и «карта интереса» способствуют развитию мотивации, творчества, самореализации, что в свою очередь положительно сказывается на формировании мотивационно-стимулирующего компонента познавательного интереса. Дети смогут адаптироваться в новых условиях тьюторского сопровождения, быть более открытыми, раскрепощенными, не бояться выражать свое мнение и отношение к предмету общения, рассказывать о себе и своих интересах. Использование тьюторских способов работы с познавательным интересом влечет за собой проявление собственного интереса, чёткого представление своего «Я» в окружающем мире.






See also:
Яндекс.Метрика