Технология разработки образовательных программ


Технология разработки образовательных программ.

Для людей самое сложное –

не признать новые идеи, а позабыть старые

Мейнард Кейнг.

1. Общие положения

В целях совершенствования образовательной деятельности и развития учреждения дополнительного образования детей, в условиях социально-экономических преобразований, развития рыночной экономики, появления альтернативных образовательных учреждений возрастает спрос на городские программы, спецкурсы. Анализ практики показал, что этот вид деятельности имеет тенденцию к развитию, является неотъемлемой частью организационной деятельности образовательных учреждений по реализации приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения:

1. Эколого-биологического

2. технического

3. спортивно-туристического

4. научно-познавательного

5. художественно-эстетического

6. гражданско-патриотического

7. социально-нравственного

8. историко-познавательного

9. общественно-политического

2. Цели и задачи.

Программа спецкурсов, городских программ преследуют цели и задачи по удовлетворению интересов, развитию творческих, физических и (или) интеллектуальных способностей детей,

Классификация программ дополнительного образования детей

По уровню освоения программ

общеразвивающие

специализированные

профессионально-ориентированные

По степени авторства

типовая

адаптированная (модифицированная)

авторская

По форме организации содержания

комплексная

интегрированная

сквозная

Оформите титульный лист с необходимыми реквизитами:

1)вышестоящие органы управления образования;

2)образовательное учреждение, реализующее программу;

3)ответственный работник, утвердивший программу;

4)№ протокола педагогического совета, утвердившего программу;

5)название программы;

6)возраст детей, на которых рассчитана программа;

7)срок реализации программы;

8)автор программы;

9)согласование с рецензентом;

10) населенный пункт;

11) год создания программы.

В пояснительной записке отметьте:

1)что не устраивает Вас в современном образовании и в преподавании Вашего предмета, почему Вы решили создать авторскую разработку;

2)чем отличается Ваша программа от типовой, в чем ее новизна, авторство, оригинальность;

3)есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении;

4)каким будет результат реализации программы;

5)особенности коллектива:

•статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);

•состав группы (постоянный, переменный);

•особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);

•форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

•год обучения, время существования объединения;

•количество обучающихся (общее, по годам обучения), если меньше 15-ти – обосновать;

•возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);

•количество занятий и учебных часов в неделю (на группу);

•количество учебных часов за год;

•место проведения занятий.

6)перечислите людей, занятых в реализации программы, образование и условия работы каждого; обоснуйте необходимость их участия в программе; должностные обязанности и степень вовлеченности в программу; укажите критерии отбора.

7)каковы творческие достижения детей.

Определите цель Вашей программы, т.е. решение реально существующей проблемы:

1)повышение занятости детей в свободное время;

2)организация полноценного досуга;

3)развитие определенных качеств личности;

4)выявление и развитие разнообразных видов одаренности ребенка;

5)адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями;

6)физическое развитие и оздоровление детей;

7)ранняя профессиональная ориентация и т. п.

При формировании задач воспользуйтесь следующей классификацией

(по С.В. Тетерскому):

1)познавательная:

•развитие познавательного интереса;

•включенность в познавательную деятельность

2)развивающая:

•навыки коммуникативного общения;

•самостоятельность;

•развитие личной активности;

3)мотивационная:

•создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность;

•создание комфортной обстановки, ситуации успеха;

4)социально-педагогическая:

•формирование общественной активности;

•реализация в социуме и др.;

5)обучающая :

•формирование специальных знаний, умений;

•удовлетворение образовательных потребностей;

6)эстетическая:

•аккуратность, опрятность;

• культура поведения;

• умение ценить красоту и др.

7)оздоровительная:

•формирование здорового образа жизни и др.

Тематический план оформите в виде таблицы:

Если программа рассчитана более, чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.

При нагрузке 4 часа в неделю — в год 144 часа; 6 часов в неделю — в год 216 часов.п/п

№ № п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

В содержании программы, отдельного раздела, темы (этапа образовательного процесса) можете отразить:

•основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися;

•формируемые умения и навыки;

•проблемные вопросы теоретического характера;

•виды задач, упражнений, заданий.

В конкретную образовательную программу могут быть включены как все, так и лишь некоторые из названных выше элементов учебно-познавательной деятельности.

При оценке результативности деятельности программы указываются способы подведения итогов работы по образовательной программе:

•выставки;

•конкурсы;

•соревнования;

•творческие отчеты;

•тестовые задания;

•контрольные работы.

Следует указать основные критерии оценки работ обучающихся (какие знания, умения, навыки должны быть сформированы).

Какие методики применяются для выяснения меры удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся (если применяются):

•социологические (какие?);

•психологические (какие?).

В учебно-материальной базе укажите, что необходимо для реализации данной образовательной программы:

•учебные пособия;

•научно-методическое и дидактическое оснащение;

•необходимое оборудование;

•необходимость в кадрах.

Порядок утверждения программ:

Программы, предлагаемые в качестве городских, сдаются до первого мая в городской временный методический совет, создаваемый при ИМЦ, в ИНПО. Совет рассматривает предложенные программы на предмет соответствия общим требованиям к образовательным, досуговым и познавательным программам и путем голосования определяют лучшие, рекомендуя их к реализации. Подписанные и утвержденные городским управлением образования программы авторы предлагают участникам.

Список литературы составьте в алфавитном порядке, со всеми необходимыми выходными данными. Для педагогов и детей список составляется отдельно.

Использованная литература:

1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000






See also:
Яндекс.Метрика