Технология проблемного обучения


Технология проблемного — диалогического обучения

на уроках в начальной школе

Введение

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Я работаю в системе развивающего обучения по УМК «Школа XXI века». Признавая урок в качестве основной формы обучения, я постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход. Развить учащихся — это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека. Мое знакомство с проблемным обучением произошло на семинарах и знакомством с автором Еленой Леонидовной Мельниковой (Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)).

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Технология проблемного диалога

Что же такое технология проблемного обучения?

Технология – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обученияТаблица 1

методы

проблемные

традиционные

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы

сообщение знания

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза бере-за

Бе-реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Подводящий к теме диалог (Таблица 1)

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример:

Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Сообщение темы с мотивирующим приемом. (Таблица 1)

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример:

Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ (Таблица 1)

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:

Технология проблемного обучения


Технология проблемного обучения.

2класс.

Учитель: Золотарева Оксана Юрьевна.

Тема: Дорожные знаки. (Урок поиска истины).

Цели: Научить «читать» дорожные знаки.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с новым материалом с применением полученных или уточненных знаний о дорожных знаках.

Формирование: — умений применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;

— умение анализировать и синтезировать, высказывать и обосновывать свое мнение.

Воспитательные:

Формировать уважение к мнению каждого.

Воспитывать любознательность, желание почерпнуть новые сведения.

Формирование умение к коллективной работе.

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения.

Развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.

Развития умений определения опасных зон и ситуаций.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

взаимодействия

Приложение

1.Мобили-зующее

начало

1

мин.

Учитель настраивает

учащихся на продук-тивную деятельность. Дает понять им, что они не сторонние наблюдатели, а активные участники урока.

Учащиеся приветствуют присутствующих.

Учитель-ученики

Создание атмосферы комфорта

2.Активизация знаний учащихся

5

Как люди, говорящие на разных языках, живущие в разных городах, странах, могут понять друг друга, не произнося никаких звуков?

А какие знания помогут автомобилисту или туристу, которые путешествуют по разным странам, безопасно передвигаться по дорогам?

Для безопасного движения нужны не только знания, но и внимание.

Давайте проверим, насколько вы сами внимательны. Найдите отличия в картинках.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— с помощью жестов, знаков, изображений.

— дорожные знаки, правила дорожного движения.

Учащиеся находят отличия. Взаимопроверка.

Учитель-ученик

Работа в группах

Разминка

3.Создание проблемной ситуации

5

Еще раз посмотрите на картинки, а теперь зрительно уберите людей и машины. Что остается?

А что из оставшегося может рассказать о том, как нужно вести себя на дороге?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Возьмите конверты, разложите перед собой и рассмотрите содержимое.

На какие группы можно разделить данные дорожные знаки?

Практическая работа

Попробуйте распределить эти знаки на 4 группы

Ответы учащихся:

— дома, деревья, лавочки, дорога…..

— дорожные знаки

Формулирование темы урока: Дорожные знаки

Варианты распределения дорожных знаков.

Учащиеся называют признаки распределения: цвет и форма

Работа в группах

4.Решение проблемы

10

Каждая группа знаков имеет свое название.

Давайте попробуем разобраться.

О чем может рассказать красный цвет?

Рассмотрите группу красных кругов и треугольников.

Чтобы опасность не возникла, что можно сделать?

Значит, такие знаки, как будут называться?

В красном треугольнике

находятся

предупреждающие знаки.

Есть самая строгая

группа знаков, как вы думаете, что она делает?

Какой формы эти знаки?

В красном круге находятся запрещающие знаки.

Остались синие знаки.

Что скажете о них?

Нельзя же все запретить.

Есть знаки, которые что делают?

Разрешающие или точнее предписывающие знаки указывают безопасные места передвижения для кого? Какой формы эти знаки?

В синем круге находятся предписывающие знаки.

О чем расскажет синий прямоугольник?

Подведение итога.

Обобщение знаний.

Так что же такое дорожный знак?

Об опасности

— о ней можно предупредить.

-Знаки предупреждающие.

Чтение учащимися предупреждающих знаков.

— запрещает любые

действия.

-круглой

Чтение запрещающих знаков.-

-знаки разрешают действия

— для пешеходов, велосипедистов, водителей

— круглой

Чтение предписывающих знаков

Где находятся остановки, переходы…

Краткая информация для водителей, пешеходов, велосипедистов.

Учитель-ученик

Ученик-ученик

Пиктограмма.

Название группы.

Распределение знаков по группам на доске.

5.Первичное закрепление.

5

Перед вами таблица “Говорящие знаки”. Заполните эту таблицу.

Какие знаки из названных можно увидеть дважды? Почему?

Учащиеся заполняют таблицу.

Взаимопроверка.

Работа в группах

Результаты заполнения таблицы вывешиваются на доску.

6.Психопауза

2

7.Рефлексия

9

Творческая работа.

Вам предлагается решить задачу: надо распределить и наклеить дорожные знаки в местах, обозначенных кружочками.

Проверка.

Какие дорожные знаки остались неиспользованными? Почему?

Обсуждение и “защита” своего решения.

Обоснование своего выбора.

Работа в группах

Изображение дорожной ситуации

Резерв

8.Подведение итогов

2

Какое “открытие” на уроке мы с вами сделали?

Ответы учащихся о дорожных знаках.

Учитель-ученик

9.Домашнее задание

1

Я вам предлагаю выполнить д/з по вашему выбору:

1) составить схему своего маршрута от дома до школы с указанием дорожных знаков;

2) продолжить рассказ по картинке и его началу;

3)подготовить небольшое сообщение о том, где и когда впервые возникли дорожные знаки






See also:
Яндекс.Метрика