Технологии воспитания толерантности учащихся


МБОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1 г.Михайловки» Волгоградской области

Выступление на заседании МО учителей

начальных классов МОУ СОШ № 1 по теме:

«Педагогические технологии воспитания

толерантности учащихся»

Ноябрь 2011 г. Учитель Сазонова Н.Г.

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность. Недоброжелательность,озлобленность,агрессивность все больше распространяется в детской среде. Взаимная нетерпимость,агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение де-тей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспита-ния детей в духе толерантности, уважения прав других,непохожих на тебя людей.

Каковы же базовые установки и ценности толерантности?

*Понятия «сходства и различия» вещей,животных,людей; «единство и многообразие» качеств,мнений,возможностей;

*понятие поликультурного мира;

*понятия доброты,милосердия,опеки над слабыми,взаимоуважения;

*понятия культуры мира и ненасилия;

*умение «видеть и замечать», «слушать и слышать»,принимать право других быть непохожими на тебя;

*умение считаться друг с другом и работать в коллективе,не теряя свою ин-дивидуальность;

*предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;

*недопустимость расовой,этнической и иной дискриминации,ущемления чьих-то прав,нетерпимости;

*основные положения Конвенций о правах ребенка и Правах Человека.

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

Долгосрочная целевая установка.

Воспитание толерантной личности, способной к саморазвитию и самореали-зации; способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах де-ятельности на основе своего полученного в школе социального опыта.

Рекомендуемые педагогические средства:

* методы развития системы отношений: организация совместных мероприя-тий,различных традиций и ритуалов,деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности;

* дидактические материалы, способствующие усвоению базовых ценностей толерантности, выстраиванию межличностных взаимоотношений, формиро-ванию культуры сотрудничества,сотворчества;

*приемы,связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: игровых форм обучения,сценариев мероприятий (урочных и внеурочных); опора на народные традиции;

*приемы побуждения к учению,учитывающие внутриколлективные отноше-ния: организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха,эмоционального фона; организация педагогической поддержки и др.;

* диагностика толерантности,самоактуализации и качества среды;

* приемы,стимулирующие социальную активность,самостоятельность и от-ветственность учащихся;

* средства формирования положительной мотивации обучения,связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора темы, мате-риалов и техник,проявления себя в различных видах совместной деятельно-сти;

* индивидуальные беседы,анкетирование,наблюдение и другие социологи-ческие методы измерений,

* педагогические средства развития коммуникативной культуры школьника: ток-шоу,дискуссии,театрализованные представления,школьные праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.

Толерантный класс

Оцениваемые качества класса.

1. Умение внимательно слушать и слышать,не перебивая и не отвлекаясь.

2.Уважительное обращение друг к другу,без резких выкриков,обзывания,

кличек.

3.Стремление разобраться в проблеме или теме,не игнорируя неясные мес-та,расспрашивание,уточнение,демонстрирование живого интереса.

4.Готовность принять и дать совет,предложение.

5.Умение хвалить,соглашаться,утешать.

6.Благожелательность друг к другу.

7.Уважение личности друг друга,общение без подавления,угроз,без осуждения и критики.

8.Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

9.Стремление поддержать друг друга,подбодрить.

10.Признание права каждого быть самим собой.

Ключ. Оценивают по 5-бальной системе каждое качество: учащиеся (самооценка),классный руководитель,родительский совет.

В каждом случае баллы суммируются и делятся на 10 (число вопросов) в каждой группе «экспертов». Затем вычисляется средняя оценка. В случае наличия одинаковых оценок у классов учитывается совпадение оценок детей с оценками взрослых (абсолютная величи-на разности).

Вопросы для самооценки.

Толерантный родитель

1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

2.Учитываете ли Вы,что каждая новая ситуация требует нового решения?

3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

5.Даете ли время ребенку для осмысления Ваших требований?

6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситу-ации?

7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?

8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания,соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных по-следствий его поступка или решения?

10.Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных по-ощрений?

11.Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Толерантный учитель

1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? /Да+1,нет-1/

2.Отличается ли стиль Ваших отношений с «плохим» и «хорошим» школь-ником? /Да-1,нет+1/

3.Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам ученикам ак-тивно участвовать в коллективных делах? /Да-1,нет+1/

4.Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? /Да-1,нет+1/

5.Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? /Да-1,нет+1/

6.Позволяете ли вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? /Да-1,нет+1/

7.Поощряете ли Вы открыто лидеров,противопоставляя их группе ребят или класса? /Да-1,нет+1/

8.Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида ученика? /Да-1,нет+1/

9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных по-следствий его поступка или решения? /Да+1,нет-1/

10.Демонстрируете ли Вы любовь отдельным учащимся? /Да-1,нет+1/

Определение уровня самоактуализации

Вопросы к учащимся

1.Чувствуешь ли ты себя нужным?

2.Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы,свою важность и значимость?

3.Чувствуешь ли ты ,что с тобой считаются?

4.Получаешь ли ты в школе что-то,чего тебе не достает дома?

5.Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

6.Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

7.Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

8.Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

9.Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

10.Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы?

Ключ.Варианты ответов: да +1,нет -1, не задумывался -0.Баллы суммируются. Экспертами оценивается процент учащихся с положительной и отрицатель-ной суммарной оценкой и/или вычисляется средний бал (сумма балов делится на 10).

Литература.

1. Воробьёва О.Я. «Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся». Издательство «Панорама»,г. Волгоград, 2006 г.






See also:
Яндекс.Метрика