Технологии реализации идей ФГОС средствами иностранного языка


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Екатеринославка»

«Технологии реализации идей Федерального государственного образовательного стандарта средствами иностранного языка»

Ишимникова Е. Н.,

учитель английского языка

2013

Цель работы: выяснить, позволяют ли УМК Биболетовой М. З. и др. достигать образовательных результатов, обозначенных в Стандарте нового поколения.

Задачи:

1. Проанализировать используемые УМК с точки зрения соответствия ФГОС.

2. Проанализировать причины снижения мотивации учащихся при переходе на среднюю ступень обучения и методы для ее поддержания, предлагаемые данным УМК.

3. Рассмотреть возможность использования УМК других авторов.

Применяемые методики работы: изучение литературы, анализ учебно- методического комплекса, результатов обучения, анкетирование учащихся.

Этапы работы:

— определение темы,

— постановка проблемных вопросов

-работа с различными источниками

— обобщение материала

-оформление результатов работы

Процессы глобализации всех сфер общественной жизни, происходящие сегодня в мировом сообществе, заставляют по-новому взглянуть на многие процессы школьного образования. Владение иностранным языком становится неотъемлемым требованием современной жизни, необходимым средством для установления и развития межкультурной коммуникации. Свободное общение на иностранном языке резко повышает конкурентоспособность личности в процессе ее жизнедеятельности. Поэтому большое внимание в последние годы в школе уделяется проблеме качества обучения иностранному языку.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения

Обязательные требования ФГОС:

-К структуре основной образовательной программы (чему будем учить?)

-К условиям реализации основной образовательной программы (кто и где будет учить)

— К результатам освоения основной образовательной программы.

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

Цель работы- выяснить, позволяют ли используемые в нашей школе УМК достигать образовательных результатов, обозначенных в Стандарте нового поколения.

Рассмотрим этот вопрос применительно к УМК «Enjoy English” М З. Биболетовой.

Прежде всего, сам факт наличия данного УМК в Федеральном перечне рекомендованной литературы подтверждает его возможности обеспечить достижение всех трех групп обозначенных результатов и соответствие содержания учебников требованиям ФГОС НОО. При этом важно обратить внимание на основные концептуальные характеристики УМК и его направленность на решение современных образовательных задач.

Так, в стандарте и программе акцентируется, что обучение в современной российской школе должно происходить в русле личностно- деятельностной парадигмы образования, которая отвергает ориентацию на некоего среднего ученика, на недооценку его индивидуальных особенностей, интересов и потребностей. В центре образовательного процесса- конкретный ученик. Это важно при обучении любому предмету.

Личностные результаты, в которые вносит вклад систематическое иноязычное образование: коммуникативность, доброжелательность, положительное отношение к миру и к себе, уважительное отношение к другой точке зрения, инициативность и др. Так, например, при обсуждении темы «Страна изучаемого языка» происходит знакомство с культурой, традициями и реалиями стран изучаемого языка, формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, выработка универсальных умений использовать полученные социокультурные знания в процессе иноязычного общения.

Изучение большого количества аутентичных стихов, песен, рифмовок не только знакомят учеников с культурой страны изучаемого языка, но и оказывают влияние на формирование их личностных качеств. Так, песня «The more we are together” подводит второклассников к мысли о том, что необходимо ценить и уважать окружающих людей, жить в мире и дружбе.

Тема дружбы и взаимопомощи звучит в английской сказке Д. Биссета «Clever Miranda”. Сказки и рассказы, отрывки из писем сверстников, представленные в учебнике, позволяют формировать различные социальные качества младших школьников.

Личностные результаты обучения подразумевают воспитание определенных качеств личности средствами предмета. Задания УМК направлены на то, чтобы в процессе изучения английского языка обращалось внимание на формирование открытого доброжелательного отношения к окружающим, на умение слушать собеседника, высказывать свое мнение. В УМК «Enjoy English» также уделяется внимание выработке таких качеств, как целеустремленность (например, при выполнении интерактивных заданий из обучающей мультимедийной программы, которые требуют обязательного успешного завершения и подкрепляются стимулом в виде похвалы и т. д.), трудолюбие, толерантность к проявлениям другой культуры, достигаемая при знакомстве с образцами детского фольклора англоговорящих стран, самостоятельность (например, при работе дома с заданиями в рабочей тетради) и др.

Самостоятельность можно рассматривать в нескольких аспектах. Если говорить о самостоятельности в плане организации и выполнения учебной деятельности, то стратегия обучения выстраивается следующим образом: от действия на уроке под руководством учителя, затем действия по образцу в заданиях, выполняемых и в классе, и дома (например, в рабочих тетрадях), до автономной учебной деятельности на уровне, доступном младшим школьникам, например, при выполнении индивидуального проектного задания. Большим подспорьем в формировании учебной самостоятельности является четкая структура учебника и внятный аппарат ориентировки: информативное оглавление; четкость формулировок заданий; значки, раскрывающие характер задания.

Также используются различные формы и технологии, которые позволяют добиваться метапредметных результатов (проектная деятельность, обучение в сотрудничестве). Работа в малых группах является одной из личностно-ориентированных технологий, которая предполагает вовлечение учащихся в активную деятельность с личной ответственностью за свою работу и за работу группы в целом.

Предтекстовые и послетекстовые задания оказывают помощь в формировании умений работы с информацией (читать тексты с различной стратегией, умение ориентироваться в словарях, определять тему и главную мысль текста, сотавлять простой план текста, заполнять таблицы, схемы с опорой на текст. Задания диалогического характера позволяют примерить на себя различные социальные роли (ученик, друг семьи, спортсмен, артист в театре ит. д.). Наряду с этим в УМК ведется целенаправленная работа по формированию у школьников универсальных учебных действий, например, умения действовать по аналогии, сравнивать; заполнять анкеты, таблицы при выполнения заданий на самоконтроль и др. Подобные задания встречаются практически на каждом уроке. Наряду с этим, существенный вклад в развитие умений и навыков учебной деятельности вносит уже упоминавшийся функциональный аппарат ориентировки, представленный в учебниках.

Универсальные учебные действия, упоминаемые в ФГОС в метапредметных результатах, которые помимо личностных, включают: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Они обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, которые составляют умение учиться. В УМК «Enjoy English» peализуется потенциал предмета „иностранный язык».

Уже в начальных классах познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, понять с разной точностью и полнотой, обобщить, изложить прочитанное / услышанное в устной и письменной форме, создать собственный текст и др.

Регулятивные умения реализуются, в частности, в ходе обучения диалогической речи, одной из основных функций которой является умение достигать взаимопонимания в процессе устного общения, умение договориться с партнером, донести до него свои мысли, воздействовать на его поведение. Формирование коммуникативной / речевой деятельности является прямой целью обучения иностранному языку, поэтому все задания учебника предназначены для обучения детей речевому общению в разных формах: устной и письменной.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе обучения иностранному языку по УМК «Enjoy English» достигаются метапредметные результаты, обозначенные в ФГОС.

Предметные результаты достигаются только средствами изучаемого предмета (в нашем случае- иностранного языка). В образовательном стандарте оговаривается, что именно достижение предметных результатов на заданном уровне является непременным условием готовности школьника к обучению данному предмету на следующей ступени. Поэтому есть смысл рассматривать личностные и метапредметные результаты в русле достижения предметных результатов по иностранному языку.

В ФГОС в качестве предметных результатов указываются следующие:

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможное тей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Очевидно, что в первой группе результатов говорится о формировании коммуникативной компетенции в аудировании и говорении (устная форма общения), чтении и письме (письменная форма общения). Вторая группа затрагивает языковые знания и навыки, а третья — социокультурную осведомленность младших школьников.

В УМК «Enjoy English» обучение указанным четырем коммуникативным умениям происходит во взаимосвязи, начиная с первых уроков. Параллельно происходит накопление языковых средств и формирование навыков пользования ими: произносительными, графическими, орфографическими, лексическими и грамматическими. Формирование и автоматизация перечисленных навыков обеспечивается выполнением широкого спектра разнообразных заданий как из учебников, так и других компонентов УМК: рабочих тетрадей, аудиоприложений, обучающих компьютерных программ («Enjoy the ABC» и «Enjoy Listening and Playing» для 2-4-х классов).

Если говорить о системно-деятельностном подходе, как основе ФГОС нового поколения, то деятельностный характер обучения проявляется в следующем. Согласно теоретическим положениям, высказанным в трудах основоположников системно-деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС, (Л, С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.), основой образования и развития является всесторонний учет общих закономерностей возрастного развития детей. В этом случае обучение можно рассматривать как движущую силу развития обучающегося и обучение ведет за собой развитие, которое должно осуществляться в зоне ближайшего развития детей. То есть содержанием обучения должна быть система научных понятий (Выготский). В УМК с первых уроков прослеживается стремление формировать систему научных понятий о новом языке. ( раньше заучивали речеве клише) С этой целью в учебниках присутствует специальный персонаж Mr Rule, который целенаправленно учит детей на осознанной основе самостоятельно выстраивать собственную речь на английском языке.

В качестве инструментов, позволяющих дифференцировать обучение, могут выступать: выполнение всех заданий учебников и рабочих тетрадей в полном объеме, поскольку эти компоненты УМК содержат избыточное количество учебного материала. Это дает учителю возможность использовать вариативность в планировании учебного процесса. Например, в рабочих тетрадях для 2-4-х классов для достижения планируемых результатов предусматривается обязательное выполнение 70 % заданий при учебной нагрузке 2 часа в неделю. Если же школьники обучаются при большем количестве часов, выделяемых на английский язык, либо школьник хочет и может работать с большей интенсивностью при стандартной учебной нагрузке, дополнительно выполняются задания повышенной трудности, помеченные звездочкой; задания занимательного характера и творческие работы; выполнение проектных заданий в полном объеме (они содержатся как в учебниках, так и в рабочих тетрадях), в том числе проектов межпредметного характера. Данная группа заданий может выполнятся в разных режимах.

При этом важнейшими условиями качественного обучения являются интерес и мотивация. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы (А. А. Алхазишвили, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. М. Симонова, Г. В. Рогова, Н. А. Саланович, Т. Е. Сахарова), а также анализ результатов обучения (успеваемость и качество по предмету) в нашей школе свидетельствует о том, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. (см. приложение).

Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Ребенок младшего подросткового возраста находится на пороге кризиса развития. Падает интерес к обучению и, в частности, к изучению иностранных языков, в том числе английского. Поэтому следует уделять особое внимание подбору материала для обучения английскому языку учащихся именно в 5-х классах школы. В начале учебного года нами был проведен опрос школьников. Учащиеся ответили на следующие вопросы:

Тебе нравится изучать английский язык?

Зачем ты учишь английский язык?

Что тебе нравится в изучении английского языка?

Что тебе не нравится в изучении английского языка? Опрос показал, что для 38 % пятиклассников при изучении иностранного языка в школе характерен оценочный мотив („чтобы не ставили 2″). Треть пятиклассников (32%) указала на социальный мотив („чтобы найти в будущем хорошую работу») , (“чтобы общаться с иностранцами в социальных сетях (Facebook, Twitter)»). Лишь 9 % учащихся 5-х классов имеют внутреннюю мотивацию — изучают иностранный язык, потому что им интересно.

Создание условий по формированию внутренней мотивации у учащихся 5-х классов в изучении английского языка (формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка) приводит к осознанию необходимости разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка, формированию коммуникативной компетенции.

Трудности обучения учащихся в среднем звене, их неготовность связана не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений, сколько с неумением самостоятельно работать с книгой, компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в проектной и исследовательской работе. Особая тема — неспособность пятиклассников подходить к изучаемому материалу критически, понимать смысл и содержание диалогов, дискуссий, споров, вырабатывать свою собственную точку зрения. Они зачастую склонны, как в начальной школе, выучивать определенные алгоритмы и более или менее успешно подбирать их по мере необходимости к возникающим учебным ситуациям в среднем звене.

Кроме того, меняется вся система значимых для ребенка отношений с родителями, учителями, одноклассниками, социальная ситуация его развития.

Для детей этого возраста вполне естественной и нормальной является частая смена интересов, „метания» из стороны в сторону. Такое непостоянство, нередко расцениваемое родителями и учителями как тегкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, так как дает детям реальный опыт деятельности в самых разных областях и направлениях науки, искусства, знания. Потребность ориентироваться в своих увлечениях на взрослых, опытных и умелых, типична для подростков. Часто их место занимает музыкальный, спортивный, кинокумир, которому они во всем подражают, собирают сведения о его жизни, одним словом — которым они увлекаются. Именно эти темы при изучении английского языка могут вызвать интерес учащихся.

Сделать изучение иностранного языка интересным, научить ребенка учиться — такие проблемы стоят сейчас перед учителем. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей запоминанию материала. Такой составляющей, на наш взгляд, может стать комплекс упражнений, проектов «Enjoy the Projects», разработанных к УМК «Enjoy English». Целью применения такого комплекса заданий является повышение мотивации учащихся 5-х классов к изучению английского языка и формирование метапредметных умений по предмету.

Комплекс заданий должен помочь решить следующие задачи:

овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;

выделение нужной информации, ее обобщение;

формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;

овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;

развитие способности к самоанализу и самооценке;

развитие творческих способностей;

повышение интереса к изучаемому языку.

Одной из важнейших целей обучения в рамках личностно-ориентированного подхода является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке- рефлексии. Умению объективно оценивать себя необходимо последовательно обучать. Элементы работы над формированием рефлексии присутствуют в заданиях УМК, предлагающим оценить свои коммуникативные умения и языковые навыки по определенной шкале. Для этих целей может быть использован языковой портфель, который является инструментом самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Элементы подобной деятельности могут присутствовать в учебном процессе уже на начальой ступени, например, в рубрике Test yourself.

Таким образом, УМК “Enjoy English” позволяет реализовать идеи нового образовательного стандарта и обеспечивает условия для индивидуального развития младшего школьника, для создания и поддержания мотивации при изучении иностранного языка и достижения запланированных результатов на всех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Переход на УМК других авторов на данном этапе является нецелесообразным.

Список использованной литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт / М-во образования и науки РФ.- Стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010

Примерная программа по иностранному языку.- М.: Просвещение, 2009

Планируемые результаты начального общего образования/ Л. А. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др./ Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.- Стандарты второго поколения. .- М.: Просвещение, 2009

Биболетова М. З. , Денисенко О. А. и др. УМК «Английский с удовольствием»- Обнинск: Титул, 2011

Журнал «Английский язык в школе» № 2 (34) 2011г

Журнал «Английский язык в школе» №3 (35) 2011г

Журнал «Английский язык в школе» №4 (36) 2011г.






See also:
Яндекс.Метрика