Технологии обучения математики Кейс – метод


Технологии обучения математики. Кейс – метод.

Учитель математики МБОУ СОШ № 4

Куликова Ольга Александровна.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребенка интерес к процессу обучения. Решение этих задач требует обеспечения компетентностного подхода в обучении, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. При этом важное значение имеют типы уроков. Огромные возможности для активизации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки-соревнования и др.).

Одним из средств реализации указанного характера обучения являются прикладные задачи, содержание которых раскрывает возможности математики в различных областях человеческого знания, сфер производства, быта и др. Следует учитывать необходимость использования достоверных числовых данных, условий, моделирующих ту или иную ситуацию окружающей действительности.

Важный вопрос, который волнует каждого учителя, — как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?

Среди принципов обучения В. И. Загвязинский называет принципы связи теории и практики, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона. Эти принципы предполагают создание атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися, стимулирование интереса учащихся и их активности, применения теоретических знаний для решения практических задач [5]*. Реализация указанного зависит во многом от выбора методов и типов обучения, что требует учета задач изучения конкретного материала, уровня обученности учащихся, их способностей, а также предпочтений самого педагога.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо предусмотреть систему определенных действий. Методика обучения представляет собой лишь правила и рекомендации к осуществлению учебного процесса, не являясь строго алгоритмизированной. Гарантированный результат может дать только технология обучения, в которой жестко закреплены все этапы и шаги ее реализации.

Существуют более 40 видов педагогических технологий.

Имитационная технология (или технология «активного обучения») предполагает создание- в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии различают игровые и неигровые методы.

К неигровым методам относится анализ и решение конкретной ситуации. Данные методы обеспечивают деятельностный характер обучения, групповые формы работы, самообучение.

На современном этапе приобретает все большую популярность в обучении такая разновидность метода конкретных учебных ситуаций, как кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей.

Первоначально данный метод применялся в работе бизнес-школ, в обучении менеджеров, отборе кадров, обучении в высшей школе и т. п. На данный момент он внедряется в работу общеобразовательных учреждений. Кейс-метод предполагает значительную долю самостоятельной работы учащихся, субъект-субъектное взаимодействие между участниками учебного процесса, развивает гибкость мышления, коммуникативные способности учащихся. Кейсы можно классифицировать: на практические, отражающие реальную жизненную ситуацию; обучающие, основной задачей которые ставят обучение; научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно поделить: на личностные (действующее лицо — конкретный человек); организационно-институциональные (в них действует какая-либо организация); многосубъектные (несколько действующих лиц) [9].

Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу:

знакомство с ситуацией;

анализ и обсуждение решения в мини-группах;

общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;

обобщающее выступление учителя.

Создание школьного кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:

кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть;

кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;

необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;

кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.

Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.

Кейс-метод направлен на применение теоретических знаний школьников в практической ситуации, способствует формированию познавательного интереса и ряда ключевых компетенций -общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных. В данной интерактивной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой. Учитель выступает в роли консультанта по решению проблемы.

По своей сути кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению; с гносеологической точки зрения данный метод представляет собой метод активного обучения. Необходимость внедрения кейс-метода в обучении обусловлена, во-первых, общей направленностью образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей; во-вторых, требованиями общества к качествам личности выпускника [9].

При применении данного метода в процессе обучения в школе существуют определенные трудности, главная из которых отсутствие банка предметных кейсов, рассчитанных на определенную возрастную категорию, а также наличие в основном иностранной литературы в оригинале по этой технологии обучения. Переводные кейсы мало отражают особенности нашей страны и поэтому плохо воспринимаются аудиторией.

Кейсы обычно применяются при повторении или обобщении изученного материала. Они могут использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Литература

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпритация. М. : Академия, 2001. – 192 с.

2. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев, 2002. – 286 с.






See also:
Яндекс.Метрика