Технологии обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитат


Выступление на семинаре классных руководителей

Тема: «Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».

От правильной организации воспитательного дела, от уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников, длительно поддерживается их работоспособность на высоком уровне и становится возможным предупреждать преждевременное наступление утомления. Необходимо всегда помнить о гигиенических условиях воспитательного дела, которые влияют на состояние здоровья и учителя, и детей.

Критерия здоровьесбережения воспитательного занятия, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерия здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Предполагают оптимальную температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей

Количество видов деятельности

Чем разнообразнее виды деятельности, тем лучше. Это могут быть: слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Зависят от возрастных и индивидуальных особенностей.

Количество видов подачи материала

Виды могут быть разными: словесный, наглядный, аудиовизуальный и т.д.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Это методы свободного выбора. Такие, как свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества.

Это активные методы. Ученик в роли исследователя, деловая игра, дискуссия.

Это методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

Место и длительность применения ТСО

Всё зависит от умения классного руководителя использовать ТСО как средство дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза ребёнка, чередование позы

Очень важна для детей, особенно в начальной школе, правильная посадка, а смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на воспитательном занятии моментов оздоровления

Неоценимо значение физкультминуток, динамических пауз, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз, массажа активных точек.

Наличие мотивации

Для ребёнка обязательны внешняя мотивация: похвала, поддержка, соревновательный момент. А также стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности и т.д.

Психологический климат на занятии

Во взаимоотношениях: классный руководитель – ребёнок (предпочтительнее комфорт и сотрудничество, а не напряжение и авторитарность) между учениками (сотрудничество, дружелюбие, активность, заинтересованность)

Эмоциональные разрядки

Такие приёмы, как: шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка способны разрядить ситуацию, придать новые силы.

Анализ научно – методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения воспитательного занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило первое.

Правильная организация занятия.

(Это учёт всех тех критериев здоровьесбережения, которые были представлены выше)

Правило второе.

Использование каналов восприятия.

(Напомню, что

Левополушарные дети предпочитают словесно – логический стиль восприятия, они склонны к абстрагированию и обобщению;

Правополушарные – обладают конкретно – образным мышлением и хорошо развитым воображением.

Кроме того, существуют следующие виды каналов восприятия информации:

аудиальное восприятие,

визуальное восприятие,

кинестетическое восприятие

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать материал на доступном для ребят языке).

Правило третье

Учёт зоны работоспособности учащихся.

(Известно, что работоспособность детей имеет свои пики и спады, как в течение дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит от возраста детей).

Правило четвёртое.

Распределение интенсивности умственной деятельности.

(При организации воспитательного дела выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережния:

5 — 25 минут – воспринимается и запоминается 80% информации,

25 – 35 минут – 60 – 40%

35 – 40 минут – только 10 %)

Занятие, организованное на основе этих четырёх правил, не должно приводить к утомлению.

Вот лишь некоторые группы психолого – педагогических технологий здоровьесбережения.

Первая группа технологий направлена на снятие эмоционального напряжения. (Это использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение исторических экскурсов и отступлений. Всё это позволяет снять эмоциональное напряжение).

Вторая группа направлена на создание благоприятного психологического климата. (Эти технологии помогают решать сразу две задачи: с одной стороны предупреждается утомление, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка).

Третья группа – это комплекс личностно – ориентированных технологий. (Необходимо учитывать особенность личности каждого ребёнка и наиболее полно раскрывать его потенциал и возможности. С этой целью удачно справляются такие технологии, как проектная деятельность, игровая технология. Кроме того, для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу;

использование проблемно – творческих заданий;

стимулирование ребят к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

рефлексия, т.е. обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чём были ошибки, как они исправлены.

Четвёртая группа – это педагогика сотрудничества.

Её можно рассматривать, как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Эта технология способна разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Здоровье ребёнка укрепляется путём наращивания психологической адаптации. Главная черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением. Она позволяет в рамках формирования общей культуры личности воспитывать культуру здоровья. Любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам в обязательном сочетании с правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся, а, следовательно, способствуют психическому здоровью.

Пятая группа — технологии развивающего обучения.

Строятся на плодотворных идеях Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью, а лишь средством развития учащихся.

Шестая группа – технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

Данная технология предполагает обучение каждого ученика на уровне его возможностей, система малых групп, при которой появляется возможность дифференцированно помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным.

Седьмая группа – технология психологического сопровождения детей.

В её основе – активное участие психологов в образовательном и воспитательном процессах школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно – воспитательного процесса. Так как именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и являются основой развития большего числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать.

Все эти технологии позволяю параллельно решать задачи охраны здоровья школьников и в психологическом, и в физическом аспектах. Именно благодаря их использованию возможно обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть его индивидуальные особенности, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.






See also:
Яндекс.Метрика