Технологии дифференцированного обучения


Технологии дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Перед учителем встают задачи:

• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

 выполнения заданий без боязни ошибиться.

• Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.

• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

• Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта — особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

 Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели:

обеспечение адресного построения педагогического процесса

(подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).

 Опирается на принципы:

научности – использование научных данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного обучения;

личностно – деятельностный – самостоятельность и активность при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения;

природосообразности – ориентация обучения на человеческий фактор.

 Достигается средствами:

Внутренняя дифференциация – учет особенностей класса влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Особенности учитываются как при подготовке, так и при проведении урока.

Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов ( предпрофильное и профильное обучение).

 Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых – это негуманно, поверхностно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

 Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:

 — возраст;

 — пол;

 — внимание;

 — способности ( учебные, творческие, умственные, специальные, математические);

— типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);

— каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);

-уровни понимания (поверхностное- о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как и о чем + что + как + зачем);

— уровни общего развития,

— психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики,

 флегматики).

 Объединяя учащихся в группы и микрогруппы по определенным основаниям (например по каналам восприятия, уровням понимания, по психосоматическим типам), излагаю информацию и организую работу с ней с учетом выявленных оснований дифференциации. Учащихся необходимо заинтересовать, помочь им раскрыться, повысить мотивацию.

 Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направленно на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

 Организация учебной деятельности на уроке может быть коллективной, групповой, индивидуальной.

 Коллективная форма – перед учеником поставлена цель, как общая цель для всех.

 Деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика.

 Групповая форма – перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы.

 Деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика.

Индивидуальная форма – перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано.

 Деятельность учителя – деятельность ученика.

 На уроке создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе.

 Дифференциация – учет особенностей класса, влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения урока.

 Наблюдая за классом, в первую очередь обращаешь внимание на неодинаковость усвоения информации, что естественно – все дети разные, а необходимость овладения базовыми математическими умениями и навыками важна для всех категорий учащихся, так как на их основе формируются повышенные уровни. Некоторым ученикам для получения прочных умений и навыков достаточно интенсивной работы на первоначальном этапе, небольшого количества упражнений на непосредственное применение материала. Однако значительная часть учеников могут достигнуть этого же только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правила, этап многократных повторений и упражнений. При этом количество и объем необходимых упражнений для каждого ученика различен. Поэтому учет индивидуального темпа продвижения учащихся становится непременным условием достижения обязательных результатов и здесь необходимо уделять серьезное внимание дифференцированному подходу к учащимся. Нельзя упускать учащихся быстро усвоивших информацию, а то они заскучают. Всегда должны быть наготове задания, постепенно повышающие уровень сложности, решать которые учащиеся могут индивидуально, в парах, в группах.

 Важно предусмотреть проверку достижений каждым учеником обязательных результатов обучения, а также своевременное выявление и ликвидацию возможных пробелов. Проверка осуществляется путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных и диагностических работ. В письменные работы необходимо включать задания разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. При разработке содержания контроля учитываются следующие требования:

 1. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне.

 2. Проверку на повышенном уровне.

Требования к уровням подготовки должны быть открытыми, известными ученикам и понятными, тогда можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.

 Анализ письменных работ лучше всего проводить после их окончания, когда учащиеся проявляют к содержанию повышенный интерес. Позже интерес к содержанию теряется и многие интересуются только оценкой.

 Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.

 Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:

• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

• с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

• с технологией обучения и воспитания без насилия;

• с технологией эффективной речевой деятельности

• с технологией диалогового обучения и воспитания.

Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:

Технология используется в системе.

Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.

Интегрируется с другими технологиями.

Примеры применения технологии дифференцированного обучения.

Конспект урока

«Решение логических задач»

Цели:

Способствовать развитию логического мышления

Способствовать развитию внимания

Научиться анализировать исходные данные задачи

Используемые образовательные технологии: игровая, групповая, проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, дифференцированного обучения.

Ход урока

Организационный момент – 2 минуты.

Разминка – 5 секунд на раздумье. 15 вопросов. проблемная технология. (3 минуты).

Работа в парах. Выполните следующие задания: (6 минут)

Напишите в течение трёх минут слова, имеющие отношение к школе.

Составьте со словом ключ столько предложений, сколько это слово имеет значений. Игровая, групповая технологии.

Теоретический материал. Как решать логические задачи табличным способом. Объяснительно-иллюстративный метод обучения с применением информационно-компьютерной, игровой и проблемной технологии. Показ презентации. 7 минут

Физкультминутка — 3 минуты

Выполнение практических заданий. Разноуровневые задания – дифференцированное обучение. 16 минут.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 минуты.

Конспект урока

«Оператор цикла с параметром»

Цели:

Научиться составлять программы на Паскале для реализации циклического алгоритма

Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК

Способствовать развитию логического мышления

Ход урока

Организационный момент – 3 минуты.

Проверка домашнего задания и вопросы на повторение (репродуктивный метод обучения) — 5 минут.

Что такое IF, THEN, ELSE?

Что является условием в условном операторе?

Приведите примеры полного и неполного ветвления.

Что такое цикл?

Приведите примеры циклических алгоритмов

Теоретический материал урока. Объяснительно-иллюстративный метод с применением компьютерных технологий. Структура и применение оператора цикла с параметром. Оператор цикла с параметром применяют тогда, когда заранее известно число повторений одной и той же последовательности операторов. Типовая задача. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна N. Показ презентации. Обсуждение с классом алгоритма решения задачи. 7 минут.

Физкультминутка – 3 минуты

Выполнение практических заданий по вариантам. Дифференцированное обучение. 23 минуты

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.






See also:
Яндекс.Метрика