Технологическая карта урока по модулю Светская этика Россия — Родина наша 4 класс


Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».

МБОУ Захаровская СОШ п.Летний отдых

Учитель начальных классов Скворцова Елена Анатольевна

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

«Россия – наша Родина».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей

Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

пробуждать интерес и любовь к Родине.

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию,

выполнять логические операции.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

К. Умение задавать вопросы.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Формирование у детей представления о образе родной страны, о её многонациональности, географическом положении, природе, населении, культурных традициях, государственной символике. Воспитание в детях чувства гордости, патриотизма, доброжелательности за свою Родину

Цель урока

Формирование представления учащихся о России,

воспитание гражданственности и любви к Родине.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество, малая Родина, народ, национальность, идеал, ценность, духовный мир, культурные традиции, символ, герб, гимн, флаг, патриот, обычаи.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

«Что мы Родиной зовём» В.Степанов

«Тихая моя Родина» Н.Рубцов

«Родная земля» Г.Ладонщиков

Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Песни

«Родина моя»

Р.Рождественского,Д.Тухманова

«С чего начинается Родина» М.Матусовского,В.Баснера

«Гимн России» С.Михалкова

Репродукции картин

А.М.Васнецов «Родина», И.И.Шишкин «Рожь»

Пословицы о Родине.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы

«С чего начинается Родина» М.Матусовского,В.Баснера

Личностные компетенции:

Представление о образе родной страны

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

Вы прослушали музыкальный отрывок.

— Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

— Что вы знаете о стране, в которой мы живём?

-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово — «Родина»?

Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли?– Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

— Что такое «Родина» ? Попробуйте дать определение.

— А какое определение можно найти в словарях?

Этимология слова.

 Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения.

Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине, объясни их смысл.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина – всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

Прослушивание отрывка К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Наше отечество, наша родина –матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы о деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

— Почему мы зовем Россию Отечеством?

— Почему мы зовем нашу страну Родиной?

— Как еще К.Д. Ушинский называет Россию?

— Почему?

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Познавательные УУД: «Прием информации»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Работа с картой

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. — Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение?— Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Почему необъятной?

– Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.

Работа со стихотворением:

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём.(В. Степанов)

— Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию

Задание: Составьте в парах список различий народов России.

Живут в России разные народы с давних пор.Одним — тайга по нраву, другим — степной простор.У каждого народа язык свой и наряд.Один черкеску носит, другой надел халат

Один- рыбак с рожденья, другой — оленевод.Один-кумыс готовит, другой — готовит мёд.Одним – милее осень, другим — милей весна,А Родина Россия у нас у всех одна.

Отличия:

Место проживания

Язык

Обычаи, традиции

Интересы, увлечения

Национальная кухня

Работа по учебнику

-Что такое ценности? Идеалы?

Давайте сравним ваши определения с определениями, приведенными в словаре учебника.

Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.

Идеал – высшая цель, к которой стремится человек,ее трудно достичь, но она является образцом для поведения.

— Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»?

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

— Что такое культурные традиции?

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.

Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

— Какие традиции существуют в вашей семье?

— Что такое “символ”?

-Какие государственные символы вы знаете?Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству.

— Что такое герб, флаг, гимн?

Задание в парах: Необходимо найти Герб России, раскрасить флаг России.

— Какие цвета у флага России?

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. Белый цвет – цвет чистоты и надежды Красный – цвет крови, жизни. Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Самостоятельное чтение и изучение содержания стихотворения Н.Рубцова «Тихая моя родина»

учащимися. Аудиозапись стихотворения Н. Рубцова в исполнении автора. Знакомство с образцом художественного чтения. Беседа по содержанию.

– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?

– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?

– Что вспоминает с улыбкой?

– Какова главная мысль этого стихотворения?

— Какого человека называют патриотом?

— Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом?

Патриот – человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающей подвиги во имя интересов своей Родины.

Прослушивание песни «Родина моя»

Р.Рождественского,Д.Тухманова

— Прочитайте стихотворение.

-Какие чувства оно у вас вызывает?

Родная земля

Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

Познавательные УУД: «Прием информации».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Работа по группам с репродукциями: А.М.Васнецов «Родина», И.И.Шишкин «Рожь».

Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

— Что вы видите на картине (опишите максимально)?

— Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

— Как чувствует себя витязь на картине?)

— О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

— Как ему это удалось?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика