Технологическая карта урока по модулю Светская этика Род и семья — исток родственных о


Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».

МБОУ Захаровская СОШ п.Летний отдых

Учитель начальных классов Скворцова Елена Анатольевна

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

«Род и семья – исток нравственных отношений»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить учащихся с понятиями «род» «семья».

Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательно относиться к тем, кто нас окружает.

П. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.

Осмысление значения семьи в жизни человека.

Организовывать поиск информации на заданную тему.

Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Развитие восприятия у учащихся себя как члена семьи, значение семьи. Формирование ценностного, бережного отношения к семье, ко всем его членам, осознание своих обязанностей в семье, взаимопомощи. Воспитание благодарности и уважения к друг другу.

Цель урока

Раскрыть значение семьи и рода в жизни человека

Основные понятия, изучаемые на уроке

Семья, отношения в семье, род, геносоциограмма, генеалогическое древо, родословная, фамилия, отчество, заповедь.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

В. Берестов «Любили тебя без особых причин»В.А.Сухомлинский «Сказка о человеке и стрекозе»

Л.Н.Толстой «Дед и внучек»

В.А.Сухомлинский «Цветок и лепесток».Стихотворение К. Ибряева «Мама»

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

Песни

«Гимн семьи» И.Резник

Л.Лещенко «Родительский дом»

Репродукция картины В.М. Васнецова «С квартиру на квартиру».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Заполнение кроссворда по теме «Семья».

По вертикали:

1)

Кто вас, детки, сильно любит? Кто вас нежно так голубит,Не смыкая ночью глазВсе заботится о вас?

2)

Улыбаюсь я как мама,Так же хмурюсь я упрямо,У меня такой же носИ такой же цвет волос. (Дочь)

По горизонтали:

3, 4)

В семье мы – мастера.Всяких дел у нас гора!Взяли в руки молоткиРемонтируем замки.

— О ком идет речь? (Папа, сын)

5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

Дед к нему однокоренные родственные

Игра «Ассоциация»

— Закройте, пожалуйста глаза и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

Чтение (детьми) по ролям сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток».Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.- Ты кто? – спрашивает Муравей.- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и  Цветок  не цветет.- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

— Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?(ответы дают и дети и родители)Вывод: В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.Учитель: Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – его корни, начало реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его РОД.

Чтение стихотворения К. Ибряева «Мама».

— Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

— О чем вы подумали, чего поняли и что бы хотели сделать для своей мамы?

Познавательные УУД: овладение

мыслительными

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую» (развитие осознания своих эмоциональных состояний).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

9 минут

Прослушивание песни «Гимн семьи» И.Резник.

Понравилась ли вам песня?

-Что такое семья?

Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь. Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, свои корни не только в год семьи, но и всегда, и передавали из поколения в поколение.

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

-Что такое род? Работа в парах, на карточках. Прием «Соответствие»-Найти слова соответствующие по смыслу слову РОД, соединить.

             Родство               РодителиРОД      Родина           Народ                     Родословная

-Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

— Давайте поговорим о ближних.

— Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

— А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

— Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

— Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

— А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

Работа с картиной В.М. Васнецова «С квартиру на квартиру».

— Что вы видите? Чувствуете?

— О чем подумали?

— Как вы думаете, почему они оказались в таком положении?

— А в наше время бывают люди в таком положении?

— Как им можно помочь?

Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

— Что заставило родителей изменить отношение к дедушке?

Тяжелое положение некоторых старых людей привлекало внимание писателей, художников.

Работа со стихотворением Э.Мошковская

«Я маму свою обидел»

Я маму мою обидел,Теперь никогда-никогдаИз дому вместе не выйдем,Не сходим с ней никуда.Она в окно не помашет,И я ей не помашу,Она ничего не расскажет,И я ей не расскажу…Возьму я мешок за плечи,Я хлеба кусок найду,Найду я палку покрепче,Уйду я, уйду в тайгу!Я буду ходить по следу,Я буду искать рудуИ через бурную рекуСтроить мосты пойду!И буду я главный начальник,И буду я с бородой,И буду всегда печальныйИ молчаливый такой…И вот будет вечер зимний,И вот пройдёт много лет,И вот в самолёт реактивныйМама возьмёт билет.И в день моего рожденьяТот самолёт прилетит,И выйдет оттуда мама,И мама меня простит.

Как вы думаете почему мальчик обидел свою маму?

-Что он чувствует?

-Как он извинится перед ней?

-У вас так бывало?

-По какой причине вы обижали родителей?

-Быстро ли просили прощение?

Знакомство с понятием «семейные ценности».

-Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род.)

Верность традициям

Сквернословие

Добрые дела

Подарки

Обида

Забота

Фамилия

Драки

Праздники

Сходство

Любовь

Общее увлечение

Предки

Ссора

Взаимопонимание

-В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)

-Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)

-Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)

-Какие из них являются главными, наиболее важными?

-В одной из русских пословиц говорится: «Мир и лад – доброй семьи уклад». Как вы понимаете эту пословицу?

Задание: подумайте и составьте правила общения в семье.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Познавательные УУД: «Прием информации».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: «Прием информации».

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (для активизации познавательных процессов).

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Работа со словарем.

– Найдите и прочитайте, что такое отчество из словаря Ожегова:

1.О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. 2.Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Работа с родственными словами.

– Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество?

Отечество, отчизна — родная страна, родина.

Слово отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

— Человек, — не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

— Под этим холмиком мой Отец, — ответил Человек. – Это его могила.

— А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

— Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

— Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

— Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Работа над содержанием сказки.

-Понравилась вам сказка? Какие выводы сделали из сказки? -Только люди знают своих родственников, помнят их.-Род состоит из поколений. Кто знает, как называются старшие поколения? А младшие? ( На доске появляются слова « предки», «потомки».)-Назовите родственников, которых вы знаете?

Работа в группах: соотнесение слов.

Прабабушка

Папин или мамин брат

Бабушка

Сын твоей тети и дяди

Дедушка

Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя

Дедушка твоего отца или мамы

Тетя

Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат

Папа твоей мамы или папы

Двоюродная семья

Мамина или папина сестра

Племянник

Сын твоей сестры или брата

Племянница

Дочь твоей сестры или брата



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика